Введение
Культурные права
Заключение
Список использованных источников
Введение
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.
Духовно-культурные права реже всех прочих рассматриваются юридической наукой. В какой-то степени это, конечно, объяснимо. В конце концов, традиционно сфера культуры относится не к базису, но к надстройке. Однако культурные права в числе прочих относятся к общепризнанным и неотъемлемым правам человека, предусмотренным рядом международных документов: данные права получили закрепление в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, Декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948. В отечественном законодательстве духовно-культурные права были закреплены в Конституции Республики Беларусь. Однако если законодательное закрепление культурных прав в отечественном нормотворчестве было осуществлено в первые годы демократических преобразований на достаточно высоком уровне, причем регулирование в этой сфере продолжается и по сей день, то научные исследование в данной сфере проводились недостаточно системно и углубленно, научной литературы по данной теме существует не так много. Притом имеет место ряд проблемных аспектов в реализации данных прав, судебные прецеденты, связанные с защитой духовно-культурных прав встречаются эпизодически. Что в связи курсом государства на построение правового государства, представляется странным, ведь, как разумно пишет кандидат юридических наук Е.А. Лукашева, «основным показателем успехов и неудач процесса реформирования является, прежде всего, защищенность и обеспеченность прав и свобод человека» [8, с. 213], а потому данный факт не может не стимулировать дальнейшее изучение.
Культурные права составляют неотъемлемую часть системы прав и свобод в обеспечении права на достоинство человека и гражданина. Общие интегрирующие (дифференцирующие) свойства этих прав состоят в том, что они в совокупности устанавливают право на достойный уровень жизни.
Культурные права
Культурные права и свободы важны для духовной жизни каждого человека и духовной свободы каждого народа. Эти права закреплены международными правовыми актами и внутригосударственным правом Республики Беларусь. Однако не все ученые-юристы признают юридическую природу данной группы прав человека, и в теории конституционного права на сегодняшний день вопросы культурных прав и свобод наименее разработаны.
Поводом для оспаривания юридической природы экономических, социальных и культурных прав человека стало их разделение на два международных пакта [9].
Некоторые юристы отмечают качественные различия обязанностей государств по реализации соответствующих прав. «В сфере политических и гражданских прав имеются четко определенные обязанности государств в отношении принятия мер судебного регулирования в рамках их внутренней правовой системы (т. е. обязанность действовать). Международное сообщество может легко оценить выполнение этих обязанностей, действуя через специально назначенные для этого договорные органы. Такой ясности лишены обязанности государств в отношении экономических, социальных и культурных прав. В силу позитивного характера, присущего этим правам, в их осуществлении недвусмысленно требуются определенные результаты, в том смысле, что реализация государством этих прав не ограничивается их принятием и последующим признанием…» [1]. Таким образом, утверждается, что эти права «можно было бы определить в качестве планируемых, поскольку они не поддаются юридическому определению (т. е. не являются юридическими правами), государства не обязаны подвергаться международному контролю в отношении осуществления этих прав» [1].
Вышеуказанная позиция была оспорена многими юристами, активно работающими в сфере прав человека, а также различными органами системы ООН, что обусловило принятие многочисленных международных правовых актов, подтверждающих юридический характер культурных прав человека. Например, в пункте 1 Венской декларации и программы действий, принятой 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией ООН по правам человека, установлено следующее: «Всемирная конференция по правам человека подтверждает священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, другими договорами, касающимися прав человека, и нормами международного права. Универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер».
Заключение
Под культурными правами понимается закрепленная в законе возможность совершать определенные действия в сфере культуры. При этом разграничение прав человека по сферам общественной жизни является условным, и в ряде случаев одно и то же право можно причислить к разным категориям одновременно (например, право на образование различными авторами причисляется как к социальным, так и культурным).
Правовое регулирование сферы культуры и культурных прав граждан на данном этапе развития национального права осуществлено достаточно полно и на достаточно высоком уровне. С другой стороны, теоретические разработки данной сферы юридической наукой малочисленны.
Культурные права граждан Республики Беларусь предполагают под собой право на образование и право на участие в культурной жизни белорусского государства.
1. Steiner H.J., Alston Р. International Human Rights in Context: Law, Politics, Morals. – Oxford, Clarendon press. 1996. P. 261-262.
2. The Limburg Principles on the Implementation of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights // Human Rights Quarterly. Vol. 9. № 2. May 1987. P. 122-135.
3. Богданова, Н.А. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. – М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 52-54.
4. Всемирная конференция по политике в области культуры: Заключительный доклад. (Рекомендация № 1). – Париж: ЮНЕСКО, 1982. С. 56.
5. Доклад Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. 26 ноября-14 декабря 1990 г.// ECOSOC Official Records, Supplement 3; General Comment 3. 1991. P. 83.
6. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
7. Лихачев, Д.С. Воспитать в себе гражданина мира // В сб.: Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М., 1991. С. 124.
8. Лукашева, Е.А. (ред.) Права человека Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 560.
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] / Организация Объединённых наций – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/pactecon.shtml
10. Ставенхаген, Р. Культурные права с точки зрения социальных наук // Культурные права и проблемы, связанные с их признанием: Сб. очерков. М., 2003.
11. Хабриева, Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 2.