1. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум
2. Сущность, функции, формы и методы государственного управления
Задача №1. Гражданин Б. был зачислен заместителем заведующего складом с месячным испытательным сроком. Проработав 25 дней, он заболел и отсутствовал на работе 20 дней, а через два дня после выхода на работу был освобожден от работы по инициативе администрации как не выдержавший испытательный срок. Правильно ли уволен Б.? Куда он может обжаловать увольнение?
Задача №2. Пятнадцатилетние Вова С. и Петя Т. появились в кинотеатре в пьяном виде. Администратор кинотеатра не разрешила им войти в зал и передала их дежурному милиционеру. Можно ли привлечь этих юношей к административной ответственности, и за какое нарушение? Несут ли административную ответственность в данном случае их родители?
Список использованных источников
1. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум
Термин «избирательная система» используют в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. В узком смысле слова- это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов на выборах.
Избирательное право имеет два назначения - объективное и субъективное.
Объективное избирательное право - это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. Следовательно, избирательная система (в широком смысле) и избирательное право (в объективном значении) практически совпадают, схожи по своему содержанию.
Субъективное избирательное право - это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяют на активное избирательное право, т.е. право избирать, и пассивное избирательное право, т.е. право избираться, быть избранным.
Выборы должны основываться на таких общепризнанных принципах, как всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Избирательный процесс можно представить не только в виде системы правовых норм, но и как определенную, последовательную деятельность. Избирательный процесс в этом смысле можно определить как деятельность государственных органов, граждан, групп граждан, других субъектов избирательного права при проведении выборов и установлении их результатов. Эта деятельность, ее этапы (стадии) нормативно регулируются. Причем переход от одной стадии к другой является логически обусловленным, право закрепляет эти стадии.
2. Сущность, функции, формы и методы государственного управления
Административное право изучает весьма важную и обширную область управленческой деятельности – государственное управление. Государственное управление и является сферой административного права.
В то же время государственное управление является одним из видов социального управления.
Во всех вариантах социального управления наблюдается навязывание чужой воли, то есть воля управляющего господствует над волей управляемого. А сам процесс управления характеризуется следующим:
1. Получением, сохранением и переработкой информации, фиксирующей прошлый опыт деятельности.
2. Получением информации о возможностях развития и функционирования объекта управления.
3. Анализом полученной информации и принятием на его основе решений о необходимых упорядочивающих воздействиях на объект.
Таким образом, весь процесс управления состоит из трех стадий: 1) подготовка и принятие управленческого решения; 2) исполнение управленческого решения; 3) контроль.
В зависимости от субъекта управления социальное управление делится на: а) государственное (осуществляется специальными государственными органами); б) общественное (это управленческая деятельность общественных объединений и других негосударственных формирований) и семейное.
Административное право занимается изучением только государственного управления. Этот вид управления обладает рядом особенностей:
1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;
2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;
3) эти субъекты действуют по поручению государства;
4) для осуществления своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;
5) они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.
Понятие «государственное управление» существует в широком и в узком смысле слова.
Задача №1. Гражданин Б. был зачислен заместителем заведующего складом с месячным испытательным сроком. Проработав 25 дней, он заболел и отсутствовал на работе 20 дней, а через два дня после выхода на работу был освобожден от работы по инициативе администрации как не выдержавший испытательный срок. Правильно ли уволен Б.? Куда он может обжаловать увольнение?
Решение
Согласно статьи 28 Трудового кодекса Республики Беларусь В период предварительного испытания на работника распространяется действие настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей статьей и статьей 29 настоящего Кодекса, а также иными актами законодательства о труде.
Срок предварительного испытания не должен превышать трех месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.
На основании статьи 29 Трудового кодекса Республики Беларусь Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:
1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;
2) в день истечения срока предварительного испытания.
При этом наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. Решение нанимателя работник вправе обжаловать в суд.
Согласно статьи 233 Трудового кодекса Республики Беларусь Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) судами.
Задача №2. Пятнадцатилетние Вова С. и Петя Т. появились в кинотеатре в пьяном виде. Администратор кинотеатра не разрешила им войти в зал и передала их дежурному милиционеру. Можно ли привлечь этих юношей к административной ответственности, и за какое нарушение? Несут ли административную ответственность в данном случае их родители?
Решение
Согласно статьи 17.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
На основании статьи 4.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статьи 4.6. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.
На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003г., № 194-З: Принят Палатой представителей 17 декабря 2002г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296-З: Принят Палатой представителей 8 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - с. 192-207, 221-222
4. Телятицкая, Т. В. Административное право: отв. на экзаменац. вопр. / Т. В. Телятицкая. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – с. 19-20, 27-28