Введение
1 Общая характеристика психологического тестирования
2 Этические проблемы психологического тестирования
3 Компьютеризированные и компьютерные тесты
Заключение
Список использованных источников
Введение
Вопрос о том, что изучает психологическая диагностика, в современной психологии решается далеко не однозначно. Из большого количества существующих мнений можно выделить следующие, встречающиеся наиболее часто. В настоящее время довольно распространено мнение о том, что психодиагностика изучает в основном психическое своеобразие конкретного человека., используя для этого определенные методы и методики, а последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявленное психическое своеобразие. При этом основная задача психодиагноста сводится к тому, чтобы на основании умозаключений перейти от признаков и индикаторов состояний, свойств и процессов к констатации наличия и выраженности психологических переменных у каждого индивида. Психодиагностика служит для получения числовых эквивалентов выраженности интересующих исследователя психических свойств у конкретного индивида. Таким образом, предмет психологической диагностики заключается в психическом своеобразии конкретного человека, при этом происходит определенное отождествление предмета психологической диагностики и предмета психологии индивидуальности [4, с. 4].
Другое мнение заключается в том, что психологическая диагностика изучает, прежде всего, различия в психической организации людей и факторы, дифференцирующие их. Как и в предыдущем случае, выявленные различия измеряются с помощью статистических процедур. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым, предмет психологической диагностики в значительной степени растворяется в предмете дифференциальной психологии.
1 Общая характеристика психологического тестирования
Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку идеи измерения и методы эксперимента. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х года XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Им же было введено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали реализовываться лишь 100 лет спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера, определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению более сложных психических функций.
В связи со сказанным интересно отметить, что стимулы к изучению индивидуальных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиологии и медицины. В 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в «Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «падения» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычислять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции [2, с. 13].
2 Этические проблемы психологического тестирования
Начиная с 1970-х годов, во всех областях теоретической и прикладной психологии наблюдалось повышение интереса не только к этическим проблемам, но и к более широким вопросам ценностей. В области тестирования, содержательный и наводящий на продуктивные размышления анализ роли ценностей и этических принципов, лежащих в основе разнообразных практических приложений, представлен в работах Eyde, & Quaintance и Messick.
Важным событием для уяснения места тестирования в современном обществе стала публикация книги «Тестирование способностей: области применения, последствия и спорные вопросы». Этот двухтомный труд представляет собой итоговый отчет о выполнении четырехлетнего проекта, посвященного изучению применения стандартизованных тестов способностей в школах, а также при приеме в высшие учебные заведения и на работу. Начатый в то время, когда проходила широкая публичная дискуссия о значении тестирования, этот проект выполнялся под руководством междисциплинарного комитета при содействии Национального научно-исследовательского совета. С начала 1980-х годов был опубликован ряд других важных исследований и отчетов, касающихся проблемных областей тестирования. В общем, результаты этих различных исследовательских групп еще раз подтвердили обоснованные и часто повторяемые выводы о полезности и возможных нарушениях правил использования тестов способностей [1, с. 583].
Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи «предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом». Что касается тестов, требование, чтобы они использовались только специалистами с соответствующей подготовкой, является первым шагом к защите тестируемых от неправильного использования тестов. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и работы под наблюдением наставника, в то время как для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости нужна гораздо менее специализированная психологическая подготовка [1, с. 588].
3 Компьютеризированные и компьютерные тесты
Появление и распространение доступных систем психологического тестирования на основе персональных компьютеров, как это ни парадоксально на первый взгляд, отнюдь не способствует преодолению сложившегося в психодиагностике известного разрыва между теорией и практикой. Напротив, теоретические проблемы психодиагностики, в первую очередь связанные с пониманием природы индивидуально-психологических различий, как бы загоняются внутрь, тормозится разработка интенсивных исследовательских процедур, которая подменяется экстенсивным развитием известных формализованных методик [2, с. 115].
Эффект автоматизации интерпретации полученных в психодиагностическом обследовании данных двоякий. С одной стороны, это существенно облегчает работу психологов-практиков, с другой — «навязанные» алгоритмы интерпретаций при их слепом воспроизведении на различных выборках испытуемых способствуют появлению составленных с помощью компьютера псевдозаключений. В последнее время за рубежом особенно среди высококвалифицированных профессионалов, ориентированных на индивидуальную диагностику, все более отчетливо проявляется тенденция неприятия чужих алгоритмов интерпретации тестовых результатов.
Интерпретационные алгоритмы некоторых популярных тестов выдают пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные, что сближает их с гороскопом и астрологическими календарями. Сказанное в первую очередь относится к психодиагностическим методикам, претендующим на «глобальный» диагноз личности [2, с. 119].
Заключение
Таким образом, психологическая диагностика, в том числе, и тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методов психологического консультирования и тестирования.
Психологическая диагностика сегодня остро нуждается в развитии учения о психологическом диагнозе, который не может быть сведен к измерению. Выражаясь словами Л. С. Выготского, пусть «диагнозы будут описательными, полными еще не установившихся, недостаточно четких и определенных положений, но они с самого начала должны быть методологически и методически правильно поставлены, т. е. быть диагнозами в истинном смысле слова». Одной из важнейших проблем психодиагностики можно назвать преодоление разрыва между индивидуально-психологическим и социально-психологическим описаниями личности. Традиционная диагностика свойств, качеств обретает свою обоснованность и прогностическую достоверность в соединении с диагнозом среды (ситуации), по отношению к которой эти качества проявляются и обретают конкретные поведенческие формы.
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2005. – 688 с..
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук –СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
3. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Юрайт, 2015. – 423 с.
4. Введение в психологическую диагностику: учебное пособие для студентов специальности «Психология» – Минск, 2003. – 41 с.
5. Гудвин Д. Исследования в психологии: Методы и планирование, 4-е изд, – СПб: Питер, 2014. – 558 с.
6. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева – Ростов / на Д.: Феникс, 1996. – 536 с.