Занятие 1 «Что значит для нас общение?»
Цели занятия:
– Знакомство и сплочение коллектива.
– Установление правил в группе.
– Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.
Ход занятия
1. Приветствие. Сообщение цели.
– Я поздравляю всех с началом работы в группе. На занятиях мы будем
учиться общению, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее
настроение.
2. Знакомство
– Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ляля». Есть люди, которые в детстве имели забавную
кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и добавляет к нему еще и определение. Это определение должно соответствовать человеку (например, «очаровательная Ольга»). Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т. д.
Когда круг замкнется и последний участник назовет себя, первый завершает упражнение такой фразой: «Итак, здесь присутствуют – ...», называя всех присутствующих. Называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза [2, с. 56].
Занятие 2 «Образ моего Я»
Цели занятия:
– Тренировка способности к самопознанию и самораскрытию.
– Формирование умения видеть и понимать себя, выделять свои достоинства.
– Повышение самооценки, формирование целостного представления о своем Образе Я.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка
Упражнение «Черепаха».
Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.
Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась. Так 3 раза [1, с. 65].
Упражнение «Мяч дружбы»
Участники по очереди кидают мяч одному из участников со словами: «Здравствуй, Егор. Я рад тебя видеть». Упражнение выполняется, пока не поздороваются все.
3. Сообщение цели
– Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному?
– А кто знает себя очень хорошо?
– Все ли в себе вам нравится?
– Чем мы отличаемся от других?
– Нужно ли знать себя?
– Сегодня мы постараемся ответить на некоторые из этих вопросов. Тема сегодняшнего занятия – самопознание. Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать себе самому вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе.
4. Работа по теме
Упражнение «Что в имени тебе моём…»
Участники встают вкруг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Ваня, Ванечка, Ванюша, Иванко, Вано, Иванушка). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
– Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз, будем начинать это обращение с имени.
Игра «Ассоциации»
– Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени (Участники играют) [5, с. 9].
Занятие 3 «Я в новом качестве»
Цели занятия:
– Помочь увидеть новые оттенки в самом себе.
– Развивать способность к позитивному оцениваю качеств личности участников группы.
– Формировать адекватную самооценку.
Ход занятия
1.Сообщение цели.
2.Разминка
Упражнение « Карлики и великаны »
Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников –приседает на команду «Великаны» [1].
3.Работа по теме
Упражнение «Зато…»
Задание: продолжить по кругу фразы:
Я полненькая, зато...
Я невысокого роста, зато...
Я могу злиться, зато...
Я часто ленюсь, зато...
Я стеснительна, зато...
Я обидчив, зато...
Я плохо пою, зато...
Я не умею танцевать, зато...
Я вредничаю, зато...
Я троечник, зато...
Я у меня тройка в четверти по математике, зато...
Я плохо разбираюсь в химии, зато...
Я не люблю спорт, зато...
Я могу фантазировать, зато...
Я зато...
Я иногда, слишком много ворчу, зато...
Я несколько легкомысленна, зато...
Меня легко рассмешить, зато...
Я бываю капризна, зато...
Занятие 4 «Океан эмоций»
Цели занятия:
– Развитие способности понимания эмоционального состояния другого человека и умения адекватно выразить свое.
– Формирование навыка анализа своего поведения, расширяющего возможности эмоционального контакта или препятствующего его развитию.
– Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
Ход занятия
1.Приветствие. Сообщение цели.
2.Разминка
Упражнение «Ревущий мотор»
Инструкция:
– Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?
«Сравнение по цепочке»
Участникам предлагается найти сравнение: «Пролетавший самолёт был похож на». «Осенний ветер завывал в ставнях как…» «Сонная река напоминала своим сиянием….»
3.Работа по теме
Игра «Называем чувства»
Инструкция:
– Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих
разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист
ватмана.
Цель: обогащение словаря эмоций у участников.
(Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же, как общегрупповой «мозговой штурм».)
Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами используется на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список вносятся новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы. Обсуждение:
– Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
Обсуждение понятия «эмоции»
– Попробуйте дать определение понятия «эмоции». Обобщая ответы детей, ведущий дает следующее определение:
– Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
– Могут ли эмоции нанести человеку вред?
– Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость,
агрессия, насмешка и т.д.). Даже выражение лица становится неприятным,
если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
Занятие 5 «Жизненный сценарий»
Цели занятия:
– Работа с участниками над формированием внутренней завершённости основных аспектов занятий.
– Осознание своего жизненного сценария.
– Осознание и вербализация тенденций изменения в себе.
Ход занятия:
1. Приветствие. Сообщение цели.
– Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он – сильный человек.
– Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и подумаем о чем-то важном для себя, хорошем.
2. Работа по теме
Упражнение «Сказка о себе»
Ведущий предлагает вспомнить любые сказки, которые нравится участникам или которые просто вспомнили сейчас. Используя персонажей этой сказки и наиболее подходящие для вас сюжеты, придумайте сказку о своей жизни. Запишите ее и проиллюстрируйте. Дайте название этой сказке. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
– Кем бы вы были в этой сказке?
– Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
– Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
– Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
– Коротко рассказать сказку.
– Какое окончание вы сделали бы у этой сказки.
По окончании работы желающие зачитывают сказки, демонстрируют рисунки, обсуждают возникшие мысли, эмоции, чувства. Делятся впечатлениями.
Игра «Бип»
Цель: раскрытие групповых отношений.
Подростки сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип».
Игра «Зеркало»
Цель: проявление активности.
Выбирается водящий, остальные участники – зеркала. Водящий смотрится в зеркала и они отражают все его движения.
Взрослый следит за правильностью отражения.
«Розовый куст»
Инструкция:
Введение
– С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии –роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
1. Авидон, И., Гончукова, О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг/И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Бука, Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие/ Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Институт Психотерапии, 2008. – 144 с.
3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков/ А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.
4. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.
5. Прутченков, А.С. «Школа жизни». Методические разработки социально-психологических тренингов/ А.С. Прутченков. – М.: Вече, 2000. – 122 с.
6. Реньш, М. А. Психологический тренинг: практикум: учебное пособие для вузов / М. А. Реньш, Н. О. Садовникова, Е. Г. Лопес; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Акад. проф. образования. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. – 189 с.
7. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2007. – 175 с.
8. Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста/ И.В. Шевцова. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.