Введение
Феномен группового давления - этот феномен получил в социальной
психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу [1].
Есть две разновидности конформизма. Иногда мы ведем себя так, как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем. Мы надеваем галстук или платье, хотя нам это не нравится. Такой неискренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если мы подчиняемся явно выраженному приказу, это называется повиновением. А иногда мы искренне верим в то, что вынуждает нас делать группа. Мы можем присоединиться к пьющим молоко миллионам, так как уверены, что молоко полезно. Такой искренний, внутренний конформизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой. Таким образом, пока мы не почувствуем ответственности за свои поступки, нам обычно нравится то, в чем мы участвуем [2].
Методика
Испытуемые: 65подростков 14-15 лет, учащиеся 9 класса.
Материалы: листы А4: 1 лист, на котором изображены 3 отрезка(короткий – А, средний – В и длинный – С), 2 лист, на котором изображен отрезок равный среднему отрезку из листа 1.
Методы исследования: анализ, опыт.
Процедура: Для эксперимента были приглашены 3 девятых класса.
В двух классах была выбрана подставная группа, которая состояла из 7 человек, третий класс являлся контрольной группой. Чтобы подростки не могли сообщить, о ходе эксперимента, то в класс по очереди заходили по одному человеку, перед каждым человеком разрыв был по времени в 1,5-2 минуты, когда в классе сидело 7 человек, из этих подростков и была составлена подставная группа.
Подставной группе в первом классе было дано указание, заведомо неправильно отвечать на вопрос при сравнении двух отрезков на разных листах. При этом отвечать верно, на первые вопросы, связанные с отображением длины между тремя отрезками на 1 листе.
Подставной группе во втором классе было дано схожее задание, что и первой подставной группе, при этом из семи человек лишь один говорил правду, а все 6 давали заведомо ложную информацию.
После того, как в класс заходил человек не из подставной группы и отвечал на вопрос, связанный с длинной отрезков, то ему объяснялся эксперимент и он присоединялся к подставной группе. Так продолжалось, пока в класс не заходил последний ученик.
Результаты
В первом классе, где не было социальной поддержки, где подставная группа давала заведомо не правильный ответ из 13 подростков, лишь 3 ответили правильно, в то время как 10 учащихся подались мнению большинства и ответили, так же как и подставная группа. Затем обсуждая результаты с подростками, они говорили, о том, что было страшно показаться «белой вороной», когда твои одноклассники и друзья совершенно иначе и в то же время так уверено отвечают на вопросы.
Во втором классе, где один человек говорил правду, а остальные заведомо говорили лож, из 15 человек, лишь 2 ответили не верно, в то время как 13 подростков ответили верно. Говоря о результатах с участниками, они поделились переживаниями, по поводу того, что так же как в первой группе боялись показаться изгоями, но когда слышали, что все же один человек дает верный ответ, им уже не так страшно было идти против группы.
Обсуждение
Когда речь идет, о том чтобы пойти против группы, показав при этом, что ты не такой как все и отстоять свою точку зрения то большинство склоняется к конформизму, и выбирают правильным тот ответ, которому придерживается большинство. В то же время социальная поддержка снижает конформность. Когда есть хоть один человек, который является нашим союзником, мы можем оставаться верными своей позиции, осуществить сопротивление групповому давлению и избежать конформности.
Наши результаты согласуются с результатами в экспериментах Аша. Эксперимент Аша продемонстрировал силу воздействия социально-психологических законов, показал, насколько силен фактор влияния группы. В этих простых экспериментах участники полностью осознавали ошибки других людей и свою правоту, но все же стремились подстроиться под общее мнение.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – пресс, 2001.
2. Бэрон, Р.Б. Социальная психология / Р.Б. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – Питер, 2003
3. Копец, Л. В. Классические эксперименты в психологии / Л. В. Копец. – К., 2010
4. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М: Владос. – пресс, 2002.