1. Способности. Профессиональные способности
2. Основные категории профессиональной этики
3. Профессиограмма кондитера
Список использованных источников
1. Способности. Профессиональные способности
Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:
- определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека;
- имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид деятельности, этап профессионализации);
- отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);
- является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).
Профессиональная пригодность – соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности.
Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включают разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности.
2. Основные категории профессиональной этики
Этика как философская наука возникает в середине I тысячелетия до н. э. вследствие необходимости формализации моральных норм, явившихся результатом отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической.
Одним из видов материально-практической деятельности человека являлась профессиональная деятельность. Поэтому еще в эпоху античности, как составная часть общей этической теории, возникает профессиональная этика. Ее возникновение было обусловлено зарождением профессиональной морали.
С развитием и усложнением общественных отношений, с выделением все большего количества отдельных специальностей и профессий росла потребность в профессиональной этике как специальной области этических знаний, призванной регулировать отношения людей какой-либо определенной профессии.
Необходимость специфических моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали проявляется прежде всего в социально-гуманиатрных профессиях, в профессиях типа «человек-человек», основным содержанием которых является воспитание и удовлетворение потребностей личности. Профессионально-этические кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с исполнением важных, общественно необходимых функций – при организации воинской службы, в сфере услуг, бизнеса и др. Профессиональная мораль формируется и в других профессиях, в них также складываются нравственные отношения между профессионалами и обществом, руководителями и подчиненными, другими сотрудниками. Эти отношения регулируются служебной этикой. С развитием современной структуры управления и организации труда все больше значения уделяется разработке кодексов административной этики, этики управления. Как подчеркивает А.С. Капто, специфической особенностью профессиональной этики является ее прикладной характер [4, с. 15].
3. Профессиограмма кондитера
Профессиограмма (лат. professio – специальность, gramma – запись) представляет собой описание особенностей конкретной профессии, которые включают требования (главным образом, психологические характеристики), которые предъявляются к специалисту, реализующему себя в данной области. Профессиограмма должна составляться специалистом по работе с персоналом и согласовываться с руководителем, который будет осуществлять контроль в сфере, для которой создается данная профессиограмма. В процессе ее разработки следует придерживаться следующих методологических принципов:
- Системность: профессиограмма должна отражать специфику и значимость данной должности в общей структуре фирмы.
- Целостность: анализ профессионально важных качеств деятельности должен быть проведен в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности.
- Научность и современность: в процессе составления профессиограммы необходимо пользоваться новейшими исследованиями и современными средствами.
- Эффективность. В результате должно быть найдено практическое решение проблемы, применимое в условиях конкурентной борьбы.
Психограмма является важной частью профессиограммы и содержит описание психологических характеристик работника, которые позволят ему успешно реализовывать свой потенциал в рамках той или иной профессии. Сложность составления психограммы заключается в том, что она должна быть согласована и психодиагностом, и специалистом, которые знают нюансы данной профессии.
1 Авдеева, И. О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма / И. О. Авдеева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
2 Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В. И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 3-12.
3 Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. – 2013. – Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru.
4 Капто, А. С. Профессиональная этика / А. С. Капто. – Москва ; Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 2006. – 799 с.
5 Сорочан, В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В. В. Сорочан. – М.: МИЭМП, 2005. – 70 с.
6 Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 1961. – 312 с.
7 Цвык, В. А. Профессиональная этика: проблемы теории и методологии / В. А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2012. – № 3. – С. 148 – 161.