Введение
1 Социология образования. Теории социологии образования
2 Социология современного образования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальные преобразования в Республике Беларусь создали многочисленные инновационные сферы, в том числе к ним относится образование. Нововведения затрагивают все его компоненты: обучение и воспитание (цели, содержание, методы и т.д.). Исследовательская деятельность – необходимая составляющая профессии. Готовность к такой деятельности формируется посредством изучения широкого круга научных дисциплин, позволяющих системно и многосторонне познавать педагогические явления.
Актуальность исследования теоретических направлений современной социологии образования обусловлена потребностью в целостном научном осмыслении общественной системы образования, в определении ее роли в процессах социального развития, в выработке адекватных подходов в образовательной политике.
Внимание к теориям социологии образования вызвано тем, что: усиление роли образования считается залогом реализации всего комплекса социальных и гуманитарных прав человека; национальные системы образования оказываются в группе факторов, реально определяющих перспективы мирового соперничества. В геополитическом плане приоритетность образования ускоряет слом сложившихся систем социального отчуждения в мире. Образовательная политика стала одним из инструментов политики социального партнерства, осуществляемой в ситуации расслоения общества в интересах политической стабильности во многих странах.
Цель работы – изучить теоретические аспекты социологии образования на современном этапе развития.
Исходя из цели, будут решаться следующие задачи:
– рассмотреть сущность и теории социологии образования;
– охарактеризовать проблемы современного образования с точки зрения социологии.
1 Социология образования. Теории социологии образования
Социология образования – область социологии, изучающая образование как социальный институт, его состав и функции, деятельность его организаций, а также политику государства в сфере образования.
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Позднее концепцию образования как института социализации развил Т. Парсонс. Он рассматривал институт образования и составляющие его структурные элементы (вузы, школы, специальные учебные заведения и т.п.) в контексте их влияния на процессы социальной стратификации.
Эмиль Дюркгейм считал, что предметом социологии образования должны быть функции образования (т.е. поддержание связи между личностью и обществом, подготовку индивидов к общественной жизни, укрепление целостности общества, то есть та польза, которую образование может приносить). В 1940-1950-е годы предметом социологии образования считалось общественное предназначение образования (т.е. передача, сохранение и распространение знаний, а также инновации в духовной сфере). При этом учащиеся рассматривались только как объект педагогического воздействия в интересах общественного блага [4, с. 440].
Социология образования изучает виды и формы деятельности различных образовательных учреждений, которые обеспечивают членов общества знаниями, фундаментальными представлениями и профессиональными навыками в соответствии с социально-экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых функционирует система образования.
Предметом социологии образования является также совокупность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенности профессионального труда преподавателей, условия, образ жизни и учеников, и преподавателей.
2 Социология современного образования
Общепринятая оценка образования как ведущего фактора инновационного развития Республики Беларусь, несомненно, способствует активизации научно-исследовательской деятельности в такой отрасли социологической науки как социология образования. В связи с этим наблюдается рост числа конкретно-социологических исследований и научных публикаций, посвященных анализу проблем функционирования и развития отечественной системы образования. Значительный вклад в активное изучение образования как социального института внесли многие представители белорусской социологии, в числе которых следует назвать В.А. Клименко, С.Н. Кройтор, А.И. Левко, С.А. Морозову, А.В. Рубанова, Л.Г. Титаренко и др.
Социологический подход позволяет максимально комплексно и всесторонне изучить образование как социальный институт и социальную систему. При этом специалисты в области социологии образования используют богатый арсенал методов сбора информации в ракурсе их сочетания и комбинирования. Однако следует признать, что наиболее популярными в данной отрасли до сих пор остаются опросные методы сбора первичной социологической информации [2, с. 291].
Под системой образования принято понимать совокупность взаимосвязанных компонентов, ориентированных на обучение (формирование знаний, умений и навыков) и воспитание (духовно-нравственное развитие) индивидов. В соответствии с утвержденными в Республике Беларусь образовательными стандартами в самом общем виде целью системы образования можно считать формирование профессиональных, академических и социально-личностных компетенций обучающихся.
В принятом в 2011 году Кодексе Республики Беларусь об образовании можно найти перечень компонентов системы образования. Согласно пункту 3 статьи 11 Кодекса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология образования это отрасль социологии, которая изучает образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни. Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие его подсистем, а также взаимодействие системы образования и его подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой.
Образование с позиции социологии в наиболее общем виде и определяется как сфера целенаправленного развития личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы, общественно значимые стандарты и ориентиры.
Общепринятая оценка образования как ведущего фактора инновационного развития Республики Беларусь, несомненно, способствует активизации научно-исследовательской деятельности в такой отрасли социологической науки как социология образования. В связи с этим наблюдается рост числа конкретно-социологических исследований и научных публикаций, посвященных анализу проблем функционирования и развития отечественной системы образования.
Проблемно-тематическое поле современной социологии образования в Республике Беларусь весьма разнообразно. Социологический анализ системы образования дает возможность выявить ключевые проблемы во взаимодействии образования с другими сферами общественной жизни, определить перспективы развития института образования в современных социально-экономических и политических условиях, оценить образовательный потенциал страны, изучить специфику и особенности тех или иных образовательных технологий, исследовать образовательный путь различных групп населения и т. д.
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г., № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек.2010 г.: одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г., № 126-З: зарегистрирован в Нац. реестре правовых актов Респ. Беларусь 17.01.2011 г., № 2/1795 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by /main.aspx?guid=3961&p0=Hk1100243.
2 Вороненко, А.И. Школьное образование в Республике Беларусь в среднесрочной и долгосрочной перспективе // А.И. Вороненко // Будущее Беларуси. Взгляд молодых экспертов / под ред. Е. Прейгермана. – Мн, 2014. – С. 283-314.
3 Клименко, В.А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития : монография / В.А. Клименко. – Мн.: БНТУ, 2007. – 296 с.
4 Кройтор, С.Н. Социология образования в Беларуси: направления исследований и перспективы развития / С.Н. Кройтор // Материалы международной научно-практической конференции «Социальное знание и белорусское общество», Минск, 3-4 декабря 2009 г. / Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск, 2009. – С. 438-441
5 Курилович, Н.В. Социология образования / Н.В. Курилович // Социология: Методология отраслевых и оперативных исследований: учеб. пособие для студентов социолог. специальностей БГУ / Д.Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Елсукова. – Минск : БГУ, 2005. – Гл.6. – Разд.1. – С. 80-96.
6 Макаров, А. В. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования / А.В. Макаров. – Минск, 2015. – 243 с.
7 Медведева, И.В. Образование в Республике Беларусь: стат. сб. / редкол.: И. В. Медведева [и др.]. – Минск, 2017. – 134 с.
8 Орлова, А.П. История социальной педагогики / А.П. Орлова, Н.Ю. Андрущенко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 383 с.
9 Стаценко, С.В. Социология образования и воспитания / С.В. Стаценко // Прикладная социология. – Витебск, 2011. – С. 39-51.
10 Стражев, В.И. Образование взрослых: национальный и общецивилизационный контекст: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20 дек. 2007 г., Минск / РГОО «Белорус. о-во «Знание»»; ГУО «Ин-т непрерыв. оббразования» БГУ; редкол.: В.И. Стражев (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 310 с.