Контрольная работа 1 (вариант 23)
Введение
1. Диагностика познавательных и профессиональных интересов личности юношеского возраста. Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока
2. Диагностика мотивации достижения личности взрослого (ТМД) А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова
Заключение
Контрольная работа 1 (вариант 26)
Введение
1. Психодиагностика «профессиональной направленности» личности взрослого. Методика изучения профессиональных типов личности (Дж. Голланда)
2. Методика диагностики ценностных ориентаций личности юношеского возраста и взрослого М. Рокича
Заключение
Список литературных источников
Контрольная работа 1
Введение
Исследование формирования профессионального направления людей юношеского возраста определяется проблемами современного мира. Современный школьник входит в мир, который по-своему сложен. как по содержанию, так и по тенденциям социализации. Существуют такие тенденции: пересыщенность информационных потоков, которые, несомненно, влияют на психическое, поведенческое и другие сферы личностного развития учащегося, с учетом также того, что защитные механизмы и жизненная позиция подростка не являются устойчивыми. и не совершенны; с темпами научно-технических измененийвсе более сложными и глубокими требованиями к учащимся; c экологическим и экономическим кризисами, влияющими на физическую и окружающую среду; социальным благосостоянием в обществе.
Сложными политическими и моральными трудностями общества; падением учреждений образования и воспитания; падением учреждений образования и воспитания; падением учреждений образования и воспитания; культурным уровнем значительной части подрастающего поколения –подростку трудно определиться со своей будущей профессией.
Для того, что способствовать тому, что бы юноши не совершали ошибок в рамках выбора своей профессиональной или познавательной активности, проводится диагностика сфер личности и определяются основные показатели направленности личности.
1. Диагностика познавательных и профессиональных интересов личности юношеского возраста. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока
Интересы являются важной частью сферы ориентации и мотивации человека и представляют собой одну из форм проявления потребностей. В.Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отметил особенность интересов в том, что они выражают познавательное отношение к субъекту, а потребности отражают тенденцию к реальному овладению ими.
В литературе предпринимаются попытки классифицировать интересы по разным признакам. По одному из таких оснований – форма деятельности – различаются игровые, познавательные и профессиональные интересы. Однако, в строгом смысле, все интересы являются познавательными.
Под профессиональными интересами понимается избирательная ориентация человека на профессию как социально-психологическую роль. Необходимо различать интересы и устойчивые профессиональные интересы. Критерий их разграничения:
– информация;
– устойчивый профессиональный интерес основывается на всеобъемлющей, объективной информации, а интерес – на существенной, но ограниченной.
Кроме того, профессиональный интерес характеризуется акцентом на сущности профессии: предмет и условия работы, профессиональная подготовка. Профессиональные интересы формируются на основе существующих познавательных интересов и тесно с ними связаны. Поэтому диагностика когнитивных интересов имеет важное значение в профессиональной консультационной практике. Для этого также используется «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
2. Диагностика мотивации достижения личности взрослого (ТМД) А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далеко не завершен. Это отражается как в постоянном росте публикаций на эту тему, так и в многообразии интерпретаций основных понятий этой области, таких как мотив и потребность. Так, в русских работах мотив понимается и как сознательная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), и как субъект потребности (А. П. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. В. Симонов, 1981) [3, с.56].
Функции мотивации используются в экспериментальных процедурах - через различные типы инструкций пытаются актуализировать различные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации. К сожалению, в некоторых исследованиях это то, что ограничено, в то время как необходимо диагностировать индивидуальные психологические различия в силе "обобщенных мотивов", которые актуализируются в данной ситуации перед использованием инструкций.
Это дает возможность более адекватно оценить уровень актуальной мотивации. Валидность мотивационной диагностики состоит как в валидности методики, так и в валидности диагностической ситуации, другими словами, в валидности всей процедуры экспериментальной диагностики. Не случайно Д. Маккелланд и Х. Хекхаузен, анализируя особенности экспериментальной методики измерения мотивов, указывают на необходимость превращения диагностической ситуации в контролируемый фактор. Если ситуация стандартизирована и является относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные различия в уровне мотивации в нейтральной ситуации берутся за показатель скрытой мотивной силы.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что диагностика направленности познавательных и профессиональных интересов проводится в рамках определенных методик, одной из которых является такая как «Карта интересов» А.И. Голомштока.
Диагностика достижения мотивации успеха проводится в рамках такой методики как (ТМД) А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова. В рамках апробации данной методики, нами было проведено эмпирическое исследование с двумя испытуемыми в возрасте 28 и 29 лет. Нами было определено, что первый испытуемый набрал 170 баллов и в результате данный факт указывает на то, что у него преобладает мотивация на достижение успеха.
У второго испытуемого, при общем количестве баллов в 70, наблюдается неопределенность в рамках выбора направленности мотивации.
Контрольная работа 2
Введение
Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих и только 40% людей выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности [1, с.121].
С целью диагностики мотивационной и ценностной сферы личности человека, разрабатываются определенные диагностические методики.
1. Психодиагностика «профессиональной направленности» личности взрослого. Методика изучения профессиональных типов личности (Дж. Голланда)
Под диагностикой понимается распознавание чего-либо. В этой работе диагноз используется для определения профессионального направления человека. Профессиональная диагностика предназначена для объективной оценки способностей и качеств человека с помощью определенных психодиагностических средств и методов, а также для разработки психологических рекомендаций по совершенствованию индивидуального стиля профессиональной деятельности.
С другой стороны, цель профессиональной диагностики заключается в том, чтобы помочь учащимся узнать свою профессиональную сферу интересов, найти наиболее подходящую профессию, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом, а также показать молодому специалисту возможности повышения собственной компетентности и квалификации через обучение, развитие профессионально-значимых качеств.
Направленность действует как системообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно ориентация выражает цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные связи с различными сторонами реальности. Существует сложная взаимосвязь между развитием мотива и приобретением деятельности. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, влияет на результат освоения деятельности. Каждый период жизни человека приводит к изменениям в мотивационной сфере.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессиональной подготовки и продуктивность деятельности. Изучение мотивации выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы других, и только 40% подростков выбирают профессию, исходя из содержания своей деятельности [4, 5].
2. Методика диагностики ценностных ориентаций личности юношеского возраста и взрослого М. Рокича
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону ориентации человека и формирует основу его отношения к окружающему миру, основу мировоззрения и стержень мотивации жизненной деятельности, основу концепции жизни и «философии жизни».
В настоящее время наиболее распространенным методом является изучение ценностной ориентации М. Рокича на основе прямого ранжирования списка значений.
Метод Рокича построен на идее, что ценность - это устойчивая вера в фундаментальное предпочтение чего-то конкретного (мировоззрение, образ существования, цель жизни и т.д.). Однако психолог также предполагает, что их не так уж и много. Мильтон разделил их все на два типа - терминальный и инструментальный. Первый - убеждения, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь. Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что определенное свойство человека или способ действия всегда и в любой ситуации остается приоритетным. Другими словами, первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и способы действия.
Методология Рокича также предполагает анализ ценностей и их разделение на группы, что логично, поскольку все верования относятся к определенным сферам жизни. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К инструментальному типу, упомянутому выше, относятся убеждения, связанные с коммуникацией, этикой, бизнесом, альтруизмом, самоутверждением и другими людьми. Метод Роки, как показывает практика, интересен и эффективен. Его достоинство заключается в его универсальности, экономичности и удобстве.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что диагностика «профессиональной направленности» личности проходит в рамках использования различных методов и методик, основной из которых является такая как методика изучения профессиональных типов личности (Дж. Голланда).
Определение ценностных ориентаций происходит в основном в рамках использования методики ценностных ориентаций М. Рокича. Нами были получены следующие результаты:
1 Первый испытуемый в рамках исследования выбрал терминальные ценности как основополагающие в рамках исследования. Основными ценностями, по его мнению, являются такие как здоровье, любовь и семья.
2 Второй испытуемый, напротив, указал на предпочтительное влияние инструментальных ценностей в его жизни. Он указал на то, что наиболее важно аккуратность, жизнерадостность и независимость.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2003. – С. 34.
2. Байбородова Л.В„ Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. – Ярославль, 2007. – 302 c.
3. Барташникова И.А. Учись, играя. / И.А. Барташникова. –Харьков, 2011. – 184 с.
4. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы с трудными детьми. – Киров: Кировский государственный педагогический институт, 2001. – 243 с.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 272 с.
6. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 121-132.
7. Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. – М.: Академия, 2004. – С.32
8. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 5. – С. 69 - 78.
9. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 2011. – 356 с.
10. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. – 2003. –Т.4. – С. 59-63.