Введение
1. Концепция поиска смысла жизни в автобиографическом произведении Л.Н. Толстого «Исповедь»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Среди классиков русской литературы, пожалуй, нет ни одного писателя, который бы не затрагивал в своем творчестве самые серьезные темы, связанные с предназначением человека, пониманием человеческой жизни.
«Исповедь» – автобиографическое произведение Льва Толстого, написанное в конце 1870-х-начале 1880-х годов и впервые опубликованное в 1884 году в Женеве.
Основное содержание произведения – попытка подвести итог многолетней внутренней работе писателя, выразить новое понимание смысла и смысла жизни, выстраданное в мучительных и страстных поисках. С абсолютной открытостью, никак не заигрывая с читателем, Толстой пытается осмыслить свой собственный жизненный путь.
«Исповедь» – это духовная биография человека, который всю свою жизнь провел в поисках своего «Я», искал реальные ответы, которые не «дурачат мозг», и не являются билетом в «другой мир», в котором можно получить то, что не получилось в этой жизни.
В произведении «Исповедь» Л. Н. Толстого, поднимается вопрос, не дававший покоя знаменитому писателю, и превративший его жизнь в кошмар и был поставлен с максимальной простотой и честностью: есть ли у жизни смысл, который не уничтожается неизбежностью смерти? Служение искусству, прогрессу человечества, людям теряет всякий смысл без понимания общего значения жизни. Личное развитие, потребление и накопление жизненных благ кажутся бесцельными на фоне мимолетности человеческого существования. Попытки найти ответы на вопросы, занимавшие Толстого, в науке, философии или восточной мудрости, оказались тщетными вследствие осознания того, что смысл жизни не постигается размышлением.
1. Концепция поиска смысла жизни в автобиографическом произведении Л.Н. Толстого «Исповедь»
«Исповедь» – это автобиографическое произведение. Толстой описывает свои многолетние поиски смысла жизни, начиная с самых юных лет, мучительный страх смерти, чувство никчемности человека перед вечностью и, наконец, приход к Богу и вере [3].
Утрата веры (в Бога православной религии, в самосовершенствование и прогресс человека, в учительскую миссию писателя, в семью как последнюю опору и т. д.) подводит Толстого к вопросу о смысле жизни. Сомнение приходит к Толстому постепенно, охватывая все общепризнанные ценности, лишая их способности иметь смысл.
«Если бы колдунья пришла и попросила меня исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать.... Я даже не хотел знать правду, потому что знал, что это такое. Правда заключалась в том, что жизнь – это бессмыслица» [7].
Постижение смысла жизни для Л. Толстого не возможно без веры. В своей «Исповеди» Толстой определяет веру как «знание смысла человеческой жизни, в результате которого человек не разрушает себя, а живет. Вера – это сила жизни. Если человек живет, он во что-то верит» «Отрекшись от жизни своего круга, он признает единственно нравственную и осмысленную жизнь простого трудового народа.
В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным. Это не реализация ожидаемого и не уверенность в невидимом. Вера – это сознание человеком своего положения в мире, которое обязывает его к определенным действиям. Вера есть познание смысла человеческой жизни, в результате которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера – это сила жизни. Из этих определений становится ясно, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, – это одно и то же [4, с. 78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мало кто знает, что Толстой был не столько великим писателем, сколько великим человеком. Его взгляды, его мировоззренческие труды, его деятельность в последние 30 лет его жизни, обстоятельства его личной жизни удивительно оклеветаны, а потому, по сути, мало кому известны и понятны. Существует масса мифов, вымыслов и просто инсинуаций о нем. В советское время даже целенаправленная деятельность велась для поддержания и создания всего этого.
«Исповедь» описывает первый и главный этап поиска и преобразования Толстого. Стадия, на которой он осознал себя паразитом, производя только книги, которые развлекают других паразитов и поэтому не имеют никакого значения для него самого. Толстой не мог представить себе жизни без смысла, поэтому он решил перестать быть паразитом, как он это понимал. Он пилил дрова, пахал, отказывался от животной пищи как противоречащей любви к животным, отказывался от всякой роскоши, отказывался от авторских прав на свои произведения, узнав о репрессиях последователей Его учения, он писал гневные письма правителям, требуя репрессировать его.
В моем понимании Толстой – это великий подвижник духа. Он искренне любил людей и жалел их. Страдания людей, их социальные невзгоды, считал он, на самом деле являются результатом их незнания важнейших вопросов жизни. Став стариком, потеряв способность работать физически, Толстой отдал все свои силы и весь свой талант воспитательной и проповеднической деятельности.
1. Андреева, Е. П. Толстой-художник в последний период деятельности / Е. П. Андреева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. университета, 1980. – 270 с.
2. Гусейнов, А. А. Великие моралисты. Монография / А. А. Гусейнов. – М. : Республика, 1995. – 351 с.
3. Лещева, В. А. Жанр притчи в «Исповеди» Л. Н. Толстого / В. А. Лещева // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 538 – 540.
4. Ломунов, К. Н. Жизнь Льва Толстого / К. Ломунов. – М. : Художественная литература, 1981. – 255 с.
5. Николаева, Е. В. Художественный мир Льва Толстого, 1880-1990-е годы / Е. В. Николаева. – М. : Флинта : Наука, 2000. – 269 c.
6. Проблема смысла жизни и смерти в учении Л Н Толстого // Философия и будущее цивилизаций Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г. ) – М. : Современные тетради, 2005. – 567 с.
7. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений : в 22-х т. / Коммент. Л. Д. Опульской. – М. : Художественная литература, 1983. – Т. 16. – 130 с.