ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА
1. ИНТЕРВЬЮ В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ
1.1. Понятие и особенности развития интервью
1.2. Жанровые особенности газетного интервью
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ БРЕСТ»
2.1 Информационное интервью
2.2 Аналитические жанры интервью
2.3 Интервью-зарисовка, портретное интервью в газете«Вечерний Брест»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых продуктивных диалогических жанров в настоящее время является журналистское интервью. Сегодня трудно представить себе издание, в котором интервью отсутствует. На современном этапе развития СМИ содержание и форма журналистских материалов, в том числе жанров интервью, обогащаются и меняются. Интервью наиболее живой газетный жанр, без которого современные газеты просто немыслимы. Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики.
Естественно, что, прежде всего, интервью привлекает внимание специалистов в области теории журналистики. Жанр интервью многие лингвисты (Е.И. Голанова, М.И. Шостак) называют самым актуальным жанром современной публицистики.
Актуальность исследования. На современном этапе интервью является одним из самых продуктивных диалогических жанров. В настоящее время наблюдается тенденция к диффузии элементов разных жанров в другие, в т.ч. и в интервью. Происходит развитие жанра интервью, в т.ч. и портретного .
Цель исследования: определить особенности жанра интервью в работе журналистов газеты "Вечерний Брест"
Задачи:
1) охарактеризовать теоретические основы построения интервью, его виды;
2) выявить особенности жанра интервью интервью в работе журналистов газеты "Вечерний Брест"
Объект исследования: интервью в газете «Вечерний Брест»
Предмет исследования: особенности жанра интервью в работе журналистов газеты "Вечерний Брест"
Методологической основой исследования послужили работы ученых, изучающих жанры журналистики, в том числе портретное интервью: А.А. Тертычного [33, 34], В.В. Сыченкова [30, 31], М.Н. Кима [8] и др.
ГЛАВА 1. ИНТЕРВЬЮ В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ
1.1. Понятие и особенности развития интервью
Интервью – это сложное явление, существующее в современном информационном мире. Существует множество определений понятия интервью. Например, интервью – «жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам [34, с. 165]. Если обратиться к семантике слова, оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями.
Определяя интервью как один из коммуникативно-речевых типов современного публичного диалога, Е.И. Голанова предлагает следующую дефиницию: интервью – это «жанр свободной беседы журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для масс-медиа» [14, с. 252].
Интервью, как правило, традиционно относят к сфере массовой коммуникации. По определению, данному в ряде словарей, интервью – «это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации» [17, с. 87].
Сложности в определении данного понятия связаны в первую очередь с различными подходами к нему. В теории журналистики «принято рассматривать интервью 1) как метод сбора информации; 2) как жанр» [62, с. 128]. Вследствие этого в научной литературе представлены, главным образом, два подхода – методический и жанровый. Первый рассматривает интервью как инструмент, вопросно-ответный сбор информации, который используется с древнейших пор. Второй как метод организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Обращение к интервью как методу получения сведений не всегда предполагает создание продукта коммуникации в одноименном жанре.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ БРЕСТ»
2.1 Информационное интервью
«Вечерний Брест» – региональная общественно-политическая газета. Издается с 1991 года. Учредителями являются ООО "РИА «Вечерний Брест», Брестский городской Совет депутатов, ООО «Брествестпресс». Издатель – ООО "Редакция газеты «Вечерний Брест». Выходит 2 раза в неделю, по средам и пятницам.
В ходе данного исследования были рассмотрены выпуски газеты «Вечерний Брест» за 2016-2017 гг.
По итогам проведенного контент-анализа нами было установлено, что публикации в жанре интервью составляют не менее четверти от общего количества журналистских материалов в каждом номере газеты.
Интервью неоднородны по своей структуре. Наиболее используемым видом интервью на страницах газеты являются жанры информационного интервью – около 55 % процентов от всех публикаций, исполненных в жанре интервью. Представим результаты наших наблюдений наглядно в виде диаграммы (рис.2.1.).
В центре материалов информационных жанров интервью, помещенных на страницах газеты, всегда находится общественно значимое событие. В нем доминирует стратегия информирования, что проявляется в том, что она реализуется в подавляющем большинстве речевых обменов. В информационном интервью журналист ориентирует своего собеседника на выражение мнения по поводу события.
Жанр информационного интервью разнообразен в своих видах. Некоторые публикации, исполненные в жанре информационного интервью, в своей структуре традиционны: интервью-монолог; интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов), «прямые линии»). Но практически в каждом номере можно найти материалы, в которых мы видим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в XXI веке система жанров интервью республиканских газет, как и вся белорусская журналистика в целом, претерпела значительные изменения. Разрушено традиционное представление о жанрах интервью как информационных.
Сегодня интервью все больше отходит от чисто информационных жанров, включается в качестве структурных частей в другие информационные, а также аналитические жанры.
Интервью как метод сбора информации известен достаточно давно. Интервью как жанр журналистики формируется с ХХ в. благодаря бурному развитию СМИ (печатных изданий, радио, телевидения и Интернета) и их внедрению в жизнь общества. Разграничение интервью как метода и как жанра повлияло на формирование научных подходов к данному понятию: методического и жанрового. «Закрепленность» описываемого метода привела к появлению одноименного жанра. Большинство классификаций интервью строятся на его понимании как метода сбора сведений. Все многообразие интервью строится на степени стандартизации, по методу репрезентации материала, по количеству участников, по форме организации, по цели и другим параметрам.
Наблюдение за текстовым материалом на страницах республиканских газет свидетельствует о том, что традиционный набор жанров постоянно пополняется за счет обновления «жанровой палитры».
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты. Интервью как жанр, включающий его разновидности, относят и к информационным, и к аналитическим жанрам.
Широкие возможности интервью реализуются, прежде всего, благодаря его диалогической сущности. Это вполне объяснимо, поскольку диалог является одним из ключевых компонентов языковых реалий социума: определяет особенности мышления, имеет важнейшее значение в процессе познания, межличностного и межкультурного взаимодействия.
1. Баканов, Р.П. Масс-медиа глазами газет: практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику : учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань : Издательство Казанского государственного университета, 2008. – 256 с.
2. Богданова, К. Как сложилась судьба предыдущих участников шоу «Мой бизнес», представлявших Брестскую область? / К. Богданова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
3. Ворошилов, В.В. Журналистика : учебник / В.В. Ворошилов ; Европ. ин-т экспертов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 360 с.
4. Время. Личность. Критика: к юбилею заслуженного журналиста Республики Беларусь, театрального критика, доктора филологических наук, профессора Татьяны Дмитриевны Орловой : сб. научных работ / под общей ред. канд. филол. наук, доцента Л. П. Саенковой. – Минск : Изд-во БГУ, 2010. – 298 с.
5. Глущенко, Т. “Руководитель «Аметист Метал Груп» Дмитрий Репичев: «Поставил себе задачу – прочитать 100 книг за год»” / Т. Глущенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
6. Глущенко, Т. Где искать подработку пенсионерам? / Т. Глущенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
7. Джандалиева, Е.Ю. Портретное интервью как жанр речевого общения: некоторые особенности коммуникативного поведения участников (на материале немецкого языка) / Е.Ю. Джандалиева // Научный диалог. – 2012. – № 12. – Филология. – С. 86–101.
8. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов / М.Н. Ким. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с.
9. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров : учебное пособие / В. И. Коньков. – СПб. : Роза мира, 2004. – 221 с.
10. Лукина, М.М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М.М. Лукина. – 2-е изд., доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 192 с.
11. Михайлов, С.А. Современная журналистика : учебник / С.А. Михайлов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 320 с.
12. Можаровская, Е. Висит на подъезде, колышется ветром…/ Е. Можаровская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
13. Мощик, С. И наступит утро Гульнешь / С. Мощик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
14. Мощик, С. Изменения в правилах приема в вузы и ссузы / С. Мощик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
15. Мощик, С. Почему Юрий Шевчук не спел в Бресте «Осень»? Музыкант рассказал подробности / С. Мощик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
16. Мощик, С. Ягодка опять! / С. Мощик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
17. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества : учеб. пособие / Т. Д. Орлова. – Минск : Современные знания, 2005. – 120 с.
18. Осовский, О.Е. Диалог в большом времени: литературоведческая концепция М. М. Бахтина / О.Е. Осовский. – Саранск, 1997. – 66 с.
19. Рубашевский, Ю. Азамат Аубеков: «Мы не потеряем друг друга» / Ю. Рубашевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
20. Рубашевский, Ю. Дискуссия об иждивенцах / Ю. Рубашевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
21. Рубашевский, Ю. Каменецкие читатели ждут новостей / Ю. Рубашевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
22. Рубашевский, Ю. Прием в Генконсульстве Польши / Ю. Рубашевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
23. Рубашевский, Ю. Школа для депутатов / Ю. Рубашевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by. – Дата доступа: 14.12.2017.
24. Слука, А. Г. Беларуская журналістыка: вучэб. дапам.: у 3 ч. Ч. 2 / А. Г. Слука. – Мінск : Беларус. дзярж. ун-т, 2003. – 233 с.
25. Слука, А. Г. Беларуская журналістыка: вучэб. дапам.: у 3 ч. Ч. 3 / А.Г. Слука. – Мінск : Беларус. дзярж. ун-т, 2009. – 399 с.
26. Слука, А. Г. Беларуская журналістыка: вучэб. дапам.: у 3 ч. Ч. 1 / А.Г. Слука. – Мінск : Беларус. дзярж. ун-т, 2000. – 222 с.
27. Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты : учебное пособие / З.С. Смелкова. – М. : Наука, 2002. – 318 с.
28. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 1632 с.
29. Стральцоў, Б. В. Метад і жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста / Б. В. Стральцоў. – Мінск : БДУ , 2002. – 118 с.
30. Сыченков, В.В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров / В.В. Сыченков // Вести Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2000. – № 2. – С. 108 – 114.
31. Сыченков, В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации (на материале российских печатных еженедельников 1985-1996 гг.) : автореферат дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 / В.В. Сыченков ; Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина. – Казань. – 2007. – 18 л.
32. Телевизионная журналистика : учебник. – М. : Изд-во МГУ, 1998.– 288 с.
33. Тертычный, А. Интервью вездесущего лик / А. Тертычный // Журналист. – 2002. – № 3. – С. 69–71.
34. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А.А. Тертычный. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 310 с.
35. Шибут, И. П. Журналистский текст: особенности построения в условиях конвергенции и конкуренции / И. П. Шибут // Жыццем і словам прысягаючы...: да 90-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэспублікі Беларусь, д-ра філал. навук, праф. М. Я. Цікоцкага : зб. навук. прац / пад агул. рэд. д-ра філал. навук праф. В.І. Іўчанкава. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – С. 571–576.
36. Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М. : Изд. РИП-холдинг, 2002. – 165 с.
37. Щербатых, Е.Ю. Жанр интервью в англоязычной периодической печати Е.Ю. Щербатых // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 196 – 200.