Введение
1 Жанровая специфика материалов о конфессиях
1.1 Информационные жанры
1.2 Художественные жанры
1.3 Художественно-публицистические жанры
2 Тематическая специфика материалов о конфессиях
2.1 Православие
2.3 Иудаизм
Заключение
Список источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Религиозная журналистика работает в предельно мифологизированном социальном и политическом информационном пространстве, где лишнее или неточно сказанное слово — оскорбление святыни, а чрезмерная пафосность оценок порой исключает объективность анализа ситуации.
Сколько бы ни говорили о том, что, по мере развития технологической цивилизации религия становится все менее значимым фактором общественной, политической и культурной жизни, непредвзятый исследователь склонен замечать в мире совсем иные процессы. Усиление влияния фундаментализма (во всех без исключения религиозных традициях), слияние религии с политикой, проникновение религиозных организаций в сферу крупного бизнеса и даже транснационального банковского капитала, влияние глобализационных процессов на модификацию религиозных доктрин, распространение универсальных и синкретических учений, захватывающих сотни миллионов людей, — все это не позволяет говорить о периферийности религиозной журналистки в современном мире.
На страницах газеты «Наша Нива» значительное внимание уделено конфессиональным отношениям, очень ярко выделено противостояние приверженцев различных вероисповеданий. Особенно это заметно по той причине, что журналист имеет право на субъективные оценки, политические, религиозные и иные взгляды и никто, по крайней мере в рамках гражданского общества, не может и не должен мешать ему публично их исповедовать, декларировать и руководствоваться ими при подготовке своих материалов. Говоря о религиозной журналистике, необходимо выделить из нее конфессиональную. Это направление религиозной журналистики отражает богословскую, социальную, политическую точку зрения конфессии на существующий в мире порядок вещей в целом или аналогичную точку зрения какой-либо группы верующих, относящих себя к конкретной конфессии. При этом достаточно, чтобы журналист декларировал свою
1 Жанровая специфика материалов о конфессиях
Теория журналистики, как и любая наука, имеет свои законы и так же стремится к классификации материала, который изучает. Таким образом, делению по отличительным особенностям можно подвергнуть журналистские материалы, объединяя их в группы по жанрам. Материал, в которых затронута тема конфессиональных отношений в средствах массовой информации, не является исключением.
В процессе журналистской деятельности автором используется великое множество жанров. К ним можно отнести: хронику, интервью, статьи, очерки, обзоры, памфлеты и многие другие. Вполне естественным является тот факт, что человек, не сведущий в нюансах журналистской деятельности не может классифицировать материалы по жанрам: по большей части, материалы в периодических изданиях воспринимаются как статьи [1, c.42]. Однако на профессиональном уровне журналист должен видеть различия между различными жанрами, как, например, между заметкой и зарисовкой.
Нельзя не отметить тот факт, что строгое распределение по жанрам существует лишь в теории. По факту они зачастую пересекаются — им свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты [1, c.53]. Тем не менее, можно выделить некоторые жанры и дать их общую характеристику.
1.1 Информационные жанры
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Столь высокая популярность жанра объясняется тем, что такие тексты выступают основными носителями оперативной информации, что позволяет аудитории (в рассматриваемом случае — читателям газеты «Наша Нива») быть в курсе всех значительных событий в интересующей их сфере
2 Тематическая специфика материалов о конфессиях
2.1 Православие
Крупнейшей христианской конфессией в Белоруссии является православие. Во второй половине XIX-начала XX века на территории Беларуси существовало 5 епархий — Полоцкая, Минская, Могилевская, Виленская и Гродненская [12, c.48]. По данным статистики к 1914 году в Беларуси насчитывалось 3552 церкви, 470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей, 3 духовные семинарии: Виленская или Литовская, Минская, и Витебская.
Можно выделить два этапа в системе межконфессиональных отношений в Беларуси этого периода. Водораздел был положен указом 17 апреля 1905 года о свободе вероисповеданий. За период первой русской революции было принято около 24 законов и указов по религиозному вопросу. Важнейшим из них явился указ 17 апреля 1905 г., объявлявший юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую веру, хотя формально основное значение “первенствующее и господствующее”, оставалось за православием. Этот указ знаменовал собой введение демократического права свободы совести [12, c.102]. Широко обсуждался вопрос о реформе духовной школы. Основная масса церковных деятелей склонялась к тому, чтобы духовная школа и ее система образования стали гибче, современней, шире привлекались бы достижения современного культурного творчества (при их соответствующем отборе и оценке с церковных позиций).
По причине главенствования православия на белорусских землях в начале ХХ в. основное внимание в периодических изданиях было уделено именно этой конфессии. В разнообразных заметках, очерках, статьях
Заключение
При подведении итогов исследования, можно сказать, что в его ходе была исследована научная литература по изучаемой теме, что помогло разобраться в основных понятиях. Этот факт стал ощутимым толчком для успешности всего дальнейшего анализа. Были выявлены, изучены, исследованы и рассмотрены основные определения формулировки, касающиеся темы.
Для осуществления практической части исследования была проведена колоссальная работа по изучению всех выпусков газеты «Наша Нива» за семь лет, после чего была произведена выборка статей, необходимых для анализа. При сопоставлении теоретической информации с практической, были выявлены особенности публикаций исследуемой тематики в газете «Наша Нива».
Актуальность данной работы была еще раз подтверждена непосредственно при ее проведении, так как в ходе выполнения практической части выяснилось, что многие публикации несут в себе не только просветительскую, но и художественную ценность. При этом в электронном виде некоторые произведения появились только в ходе описания результатов исследования
Цель работы была достигнута в полной мере — проведен анализ публикаций о конфессиональных отношениях в газете «Наша Нива» в период 1906-1913 гг.
В ходе исследования были выявлены особенности, схожесть и противоречия людей, принадлежавшим к разным конфессиональным группам. Также были выявлены особенности представления событий в духовной сфере той или иной конфессии на страницах печатных изданий. Были отмечены способы для преодоления конфликтов между конфессиями, наряду с недостатками этой не всегда успешной деятельности.
1. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 124 с.
2. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 212 с.
3. Ученова В.В. Информационные жанры. Основы их дифференциации //Проблемы информации в печати. М., 1971. С. 155–168.
4. Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Governing the News in the Information Age). N.Y. P. 3–45.
5. Гуревич С.М. Репортаж в газете. M., 1963. С. 3–32.
6. Кройчик Л.Ф. Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик. — СПб., 2000. – 178 с.
7. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати / В.Д. Пельт. – М., 1980. – 143 с.
8. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры / Б.В. Стрельцов. – Минск, 1990. – 254 с.
9. Лахцянкоў, Р. М. Наша Ніва. Факсімільнае выданне. - 2 изд. - Мінск: Навука і тэхніка, 1992. - 803 с.
10. Місючэнка, Н.І. Наша Ніва. Факсімільнае выданне. - 3 изд. - Мінск: Тэхналогія, 1998. - 795 с.
11. Санько, Н.А. Наша Ніва. Факсімільнае выданне. - 4 изд. - Мінск: Тэхналогія, 2003. - 902 с.
12. Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. – 325 с.
13. Борун Е.Н. Православные монастыри на территории Беларуси (1839 - 1917): структура и социально-культурная деятельность // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. – 204 с.
14. Іванова Л. Рэлігійнае і культурнае жыццё // Гісторыя Беларусі: у 6 тт. Т. 3.: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). — Мн.: Экоперспектива, 2004. — 125 с.
15. Яноўская В. Канфесіянальная палітыка ўлад // Гісторыя Беларусі: у 6 тт. Т. 4.: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII — пачатак XX ст.). — Мн.: Современная школа; Экоперспектива, 2007. — 268 с.
16. Shelton P. Belarus, the Catholic Church in // New Catholic Encyclopedia. Vol. 2. — P. 211—214.
17. Шуман А. Ашкеназскія габрэі як адзін з карэнных народаў Беларусі // Arche, 2009.
18. Лазутка С. Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: сборник научных трудов. — Серия «История и этнография». — Вып.1. — СПб., 1993.