Публицистика всегда имела значительное место в формировании общественного мнения. Разнообразные газеты и журналы могли воздействовать на сознание людей, определять их политические взгляды, отношение к различным социальным институтам, отношения к бытовым традициям. К сожалению, на сегодняшний день печатные СМИ имеют намного меньшее влияние, чем это было несколько десятилетий назад. Это объясняется появлением множества новых информационных ресурсов, в частности таких, как интернет, телевидение и многое другое. С помощью таких ресурсов человек может намного быстрее получить необходимую и актуальную для него информацию. Именно по этой причине печатные издания имеют меньшее влияние.
Изучением проблематики и специфики региональной прессы занимались такие исследователи, как Г. Арапова, Е. Валеева, А. Градюшко, К. Дементьева, Е. Дмитриев, Д. Мережко, С. Нарейко, Н. Нарынкевич, А. Самохвалов, А. Петроченко, В. Тулупов и многие другие.
Тем не менее, результаты многочисленных социальных опросов подтверждают тот факт, что печатные СМИ всё-таки имеют определенный уровень доверия у населения. Это объясняется в первую очередь многолетними традициями. В нашей стране существует множество изданий: они отличаются по многим параметрам. Среди них — их тематическая направленность, жанровая оформленность и локальная распространенность. Если говорить о территориальной распространенности, в нашей стране существуют как национальные, так и региональные издания. Для нашего исследования особый интерес представляют именно региональные издания, а в частности газета «Вечерний Брест». Известно, что региональные издания имеют особое влияние на формирование сознательности населения. Именно они помогают удовлетворять потребности населения в получении информации определенной группы людей. Газета «Вечерний Брест» существует уже больше двух десятилетий, и за это время она пережила процесс всестороннего развития: от возникновения и развития до становления в качестве авторитетного регионального издания.
Ранее газета Вечерний Брест не получала достойного и детального изучения. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Таким образом, целью нашего исследования является определение значимости газеты «Вечерний Брест» в региональной прессе, а также выявление ее жанровой и тематической специфики.
На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
1.1 Жанровая и тематическая специфика региональной прессы
Перед тем, как приступить к изучению своеобразия региональных СМИ, необходимо обратиться к некоторым теоретическим положениям. По этой причине в этом подразделе будут рассмотрены такие понятия как жанр, его функции, предмет отображения, особенности конструирования текста в конкретном жанре, особенности восприятия жанра аудиторией. Также будет рассмотрена тематика региональной газеты в соответствии с жанровой отнесенностью.
Жанр — это понятие, которое присуще не только журналистике, но также и другим видам творчества. Это слово произошло от французского genre, которое означает «род, вид». Из этого следует, что широкий смысл этого понятия — род, тип вид какого-либо предмета, явления. В сфере гуманитарных наук жанр определяется как исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
В соответствии с темой нашего исследования, необходимо определить положение понятия «жанр» в контексте журналистского творчества. Ю.В. Тертычный дал точное определение: «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [22, c.16].
Существуют определенные жанрообразующие факторы. К ним относятся:
· предмет отображения;
· целевая установка;
· метод изображения.
По вышеперечисленным факторам определяются рамки того или иного жанра. Формирование таких рамок происходило под влиянием общественных потребностей.
Существует несколько групп актуальных журналистских жанров [22, c.21]:
· информационные;
· аналитические;
· художественно-публицистические.
Информационные жанры — это преобладающие в количественном отношении жанры СМИ. Они включают следующие жанры [11, c.32]:
· заметка;
Региональная общественно-политическая газета «Вечерний Брест» зарегистрирована в Министерстве информации РБ (№937). Издается с 1991 года на русском и белорусском языках дважды в неделю (по средам и пятницам).
Парадоксом исследования вечерней печати является то, что, несмотря на многовековую историю, она не является в достаточной мере изученной в своем историческом аспекте. Если говорить о вечерней печати в целом, то в различных исследованиях ссылаются на различные даты ее возникновения 1706 и 1709 годы. На самом деле, зародилась вечерняя печать в 1706 году, когда вышел первый номер газеты «Ивнинг Пост» в Лондоне [7, c.180].
Газета «Вечерний Брест», по сути, является дополнением к утренней газете «Брестский курьер». Ранее эта газета выходила ежедневно, а иногда и дважды в день. В нечетных номерах название газеты, учрежденной частными лицами, дополняли слова «Телеграммы вечерние», в четных – «Телеграммы утренние».
Возникновение газеты «Вечерний Брест» было обусловлено тем, что информация должна распространяться оперативно, что может быть решено за счет введения дополнительных выпусков «основной» газеты, которые в конкретном случае «выросли» в отдельное самостоятельное издание.
Уникальные для истории отечественной журналистики экземпляры газеты «Вечерний Брест» были оцифрованы, однако до последнего времени не являлись объектом обстоятельного изучения.
Изначально в газетах публиковались различные известия из общественно-политической жизни. Освещались различные заседания, собрания социальных групп, общественных объединений и многое другое [3, c.104]. Новостные заметки и официальные сообщения на страницах газеты соседствовали с другими жанрами – репортажем, фельетоном, очерком. Эти жанры находят свое применение на страницах газеты «Вечерний Брест» и по сей день. Так, в № 49 за 24 июля на третьей странице весьма оригинально подается «Маленький фельетон: Когда мертвые пробуждаются», стилизованный под пьесу.
В газете можно было увидеть и ознакомиться с серьезными, возвышенными стихотворениями-воззваниями. Рядом с ними же находились также стихотворения, но несколько иного рода: сатирические, с
В ходе исследования нами было определено, что жанры и тематика региональной прессы весьма многообразны. В первую очередь стоит сказать, что «жанр» — это понятие, которое присуще не только журналистике, но и другим видам искусства. Однако в нашем исследовании мы использовали такое определение, как «устойчивый тип публикаций, объединённых исходными содержательными формальными признаками».
Нами было определено три основных группы жанра — это информационные, аналитические, художественно-публицистические. Среди информационных были рассмотрены такие жанры, как заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, репортажи, некролог.
Также нами были исследованы аналитические форматы. Среди них можно выделить аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитические вопросы, беседу, аналитический комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, рекомендации, пресс-релиз.
Вершиной мастерства журналистики является овладение художественно-публицистическими жанрами. К ним относятся очерк, фельетон, памфлет, сатирический комментарий, житейская история, легенда, игра, эпитафия, анекдот, шутка, игра.
Также в ходе исследования нами была определена значимость региональной газеты как средства массовой информации. Было выявлено, что региональная пресса имеет значительное влияние на формирование общественного сознания граждан региона. Население региона принимает идеи, которые распространяют газеты через свое мировоззренческое, социально-психологическое, душевное состояние. Можно сказать, что работники региональной прессы осознанно формируют внутреннее стремление человека к пониманию конкретного объекта, факта или события.
Для нашего исследования также имела значение история формирования и развития газеты «Вечерний Брест». Было выявлено, что это издание выпускается с 1991 года, то есть его создание совпало с периодом социально-политических изменений. В тот же период было создано множество других изданий в областных центрах, которые стали значимыми для многих регионов. В изучении хода развития газеты нами было выявлено, что «Вечерний Брест» претерпела значительные изменения. Этой газетой была разработана эффективная концепция, которая на сегодняшний день определяет статус издания.
1. Аналитические жанры газеты: Хрестоматия. — М : изд-во МГУ, 1989. — 236 с.
2. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики: учеб. пособие / Е.В. Ахмадулин. — Ростов-н/Д : Феникс, 2009. — 350 с.
3. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов / Г.П. Бакулев. — М : Аспект-Пресс, 2005. — 176 с.
4. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. — М : Прагматика культуры, 2002 — 160 с.
5. Вайшенберг, С. Новость журналистики: учеб. пособие / С. Вайшенберг. — М. : АУП, 2004. — 262 с.
6. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие / под ред. Е.П. прохорова, С.М. гуревич. — М. : Высшая школа, 1980. — 287 с.
7. Владимиров, В.М. Журналистика, лицо, общество: проблема понимания / В.М. Владимиров. — К : Киев. нац. ун-т им. Тараса Шевченко, 2003. — 220 с.
8. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. — М : Высшая школа, 1989. — 117 с.
9. Григораш, Д.С. Журналистика в терминах и выражениях / Д.С. Григораш. — М. : Высшая школа, 1974. — 295 с.
10. Здоровега, В.И. Теория и методика журналистского творчества: учебник / В.И. Здоровега. — 2-е изд, перераб. — М. : ПАИС, 2004. — 268 с.
11. Информационные жанры газетной публицистики: Хрестоматия. — М: Изд-во МГУ, 1986. — 295 с.
12. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. — М : Аспект-пресс, 2002. — 276 с.
13. Корконосенко, С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. "Журналистика" / С.Г. Корконосенко. — СПб: Знание, 2000. — 272 с.
14. Кузнецова, О.Д. Средства массовой коммуникации: руководство / О.Д. Кузнецова. — 2-е изд, перераб. и доп. — М. : ПАИС, 2005. — 200 с.
15. Лаврик, О.В. Основы журналистики: учебно-методическое пособие для студентов по специальности "Журналистика" / О.В. Лаврик. — Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2008. — 73 с.
16. Лубкович, М.И. Социология и журналистика: учеб. пособие / М.И. Лубкович. — М. : ПАИС, 2005. — 176 с.
17. Образовательный интернет-портал НИИ Прометей [Электронный ресурс]. – М., 2014. – Режим доступа : http://prometheus.kai.ru/tel-mesto_r.htm. – Дата доступа : 05.10.2016.
18. Потятиник, Б.В. Интернет-журналистика: учеб. пособие / Б.В. Потятиник. — М. : ПАИС, 2010. — 246 с.
19. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. — М : Изд-во МГУ, 2005. — 350 с.
20. Стюфляева, М.И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования) / М.И. Стюфляева. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. — 143 с.
21. Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Е.Ф Тарасов. — М.: Наука, 1990. — 420 с.
22. Тертычный, А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. Тертычный. — М : Аспект-Пресс, 2000. — 312 с.
23. Шумилина, Т.В. Не могли бы вы рассказать: Метод интервью в журналистике / Т.В. Шумилина. — М : Изд-во Москов. ун-та, 1976. — 136 с.