Процессы, протекающие в рамках массовой коммуникации, а также в обществе в целом, приводят к закономерным изменениям, которые претерпевает и сам принцип информирования, и люди, в нем задействованные. Автор публицистического текста, выступающий на этом поле в качестве одного из ключевых игроков, сталкивается с необходимостью отвечать на новые вызовы времени, трансформируя способы выражения собственной субъективности в соответствии с возникающими запросами аудитории.
Перед современным публицистом встает необходимость выработки новых подходов к осмыслению реальности и ее последующему отражению в текстах, ориентированных на установление контакта с аудиторией СМИ.
Актуальность курсовой работы определяется необходимостью специального исследования авторской позиции в публицистике газеты «Звезда».
Цель работы – рассмотреть и проанализировать авторскую позицию в публицистике газеты «Звезда».
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Обозначить взаимодействие автора и читателя в современной публицистике
2. Охарактеризовать способы выражения индивидуально-авторского стиля в публицистических текстах.
3. Представить общую характеристику газеты «Звезда».
4. Выявить особенности проявления авторской позиции на страницах газеты «Звезда».
Объект работы – публицистические материалы газеты «Звезда» 2013-2015 гг.
Предмет работы – авторская позиция в публицистике газеты «Звезда» (2013-2015 гг.)
Цель публициста - не только убедить читателя в справедливости своей мысли, но вызвать в нем на основании этой мысли эмоциональный подъем, толкнуть на определенные поступки. Публицистике противопоказана беспристрастность, задача публициста – убеждать и внушать, занимая активную общественную позицию, проповедывать, поучать. Право на это дает ему убежденность в том, что его система концепций и идей единственно верная, ибо опирается на привлекаемые им факты, которые сами по себе ярки и выглядят неоспоримыми. Как верно отмечено Н. Клушиной, для структуры публицистического текста характерен прием убеждения с помощью оценки, воздействия на адресата благодаря стилистической тональности текста, обращение к интерпретации (языковому варьированию) как стилистическому механизму имплицитного убеждения и т.д. Публицистический текст, таким образом, существует в системе изменяющихся с течением времени стилистических координат, и это существенно при обращении к решению поставленных в настоящей работе задач.
Особое место в структуре публицистического текста принадлежит образности. Понятие это неизбежно возникает при обращении к художественной литературе как искусству слова. Но оно уместно и там, где речь заходит о публицистике, однако с учетом того, что в этом случае образность обладает иными свойствами. Об этом говорит, например, Авраамов Д. С. : «Публицистический образ не меняет характера постижения действительности – он остается рациональным. Это связано, в частности, с тем, что «сквозь» публицистический образ, как бы ни был он «насыщен» тропами и фигурами, все время «просвечивает» его понятийная основа. Этому способствуют, во-первых, понятия, которые входят в структуру самого образа, а во-вторых, присущий ему схематичный характер
Газета – одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Современной газете более, чем прежде, свойственно проявление индивидуального стиля, авторское начало, так же как и речь от 1-го лица; кроме того, непринужденная диалоговая форма изложения, чему способствует активизация жанра интервью. Частично этим (как и рядом других причин) объясняется активизация устно-разговорной стихии речи в газете.
Информационная функция воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:
1) документализм, проявляющийся в объективности и фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; последняя проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;
2) сдержанность, некоторая официальность либо «нейтральность», подчеркивающие (на фоне экспрессивности газетной речи) значимость фактов, информации (см. хронику о встречах первых лиц государств и др.); эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т.д.;
3) известная обобщенность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности (нередко в единстве с образной конкретностью выражения);
4) аргументированность излагаемого.
Такова сложная стилевая структура газетной речи.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Автор публицистического текста - это сложное, многоуровневое образование, включающее в себя разнообразные формы проявления авторской активности, свойственные художественному творчеству (конкретно-биографический субъект высказывания, образ автора, автор-демиург, концепированный и идеальный автор, художник), и вместе с тем сориентированное на установление личностного контакта с целевой аудиторией, обладающей равными правами в процессе порождения смыслов.
Автор-публицист - персонифицированный в реальной личности общий принцип отражения актуальной социальной действительности, проявляющий себя на всех уровнях обработки документального материала.
Это соавтор собственного публицистического высказывания, расширяющий рамки индивидуальной трактовки происходящего с помощью коллективных наработок общественного сознания, а также актуализации обширного потенциала контекстных отношений и интертекстуальных связей.
Кроме того, автор публицистического текста - активный преобразователь множества сформированных в восприятии адресата дискурсивных пространств, создающий на их основе новый дискурс собственного высказывания.
Это гарант достоверности сообщаемого в обезличенном океане информации, а также конкретный адресат этических и эстетических требований со стороны аудитории.
Наконец, автор - субъект творческой деятельности, результатом которой является произведение особого типа - публицистический текст.
В свою очередь, такой текст - это структурно-смысловое единство, имеющее знаковую природу и выступающее средством реализации авторской субъективности, направленной на создание у реципиентов
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 1991. – 223 с.
2. Вараб'еў, В. Не «чацвертая ўлада», а палітычны інстытут грамадства / B. Вараб'еў // Беларуская думка. – 2003. – № 4. – С. 108- 118.
3. Воробьев, В. П. Газета и экономические приоритеты аудитории / В. П. Воробьев. – Минск.: Изд. центр БГУ, 2003. – 130 с.
4. Газета «Звязда» ». – 2013. – № 226 (4545). – 6 ліпеня. – С. 1
5. Газета «Звязда» ». – 2014. – 59 (27669). – 1 красавіка. – С. 4
6. Газета «Звязда» ». – 2014. – 95 (27705). – 24 мая. – С. 4
7. Газета «Звязда» ». – 2014. – 190 (28048). – 3 кастрычніка. – С. 4
8. Газета «Звязда» ». – 2015. – 37 (27895). – 1 ліпеня. – С. 5
9. Газета «Звязда» ». – 2015. – 135 (27993). – 18 ліпеня. – С. 4
10. Газета «Звязда» ». – 2015. – 167 (28025). – 2 верасня. – С. 2
11. Газета «Звязда» ». – 2015. – 177 (28035). – 16 верасня. – С. 3
12. Газета «Звязда» ». – 2015. – 193 (28051). – 8 кастрычніка. – С. 2
13. Газета «Звязда» ». – 2015. – 219 (28077). – 12 лістапада. – С. 4
14. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. - М.: Высшая школа, 1974. – 234 с.
15. Давыдова, М . Из жизни одноклеточных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/culture/article3126226/. Дата доступа: 23.01.2015.
16. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. – М.: Престиж, 2006. – 168 с.
17. Дубовік, В. І. Кодэкс прафесійнай этыкі журналісга / В. І. Дубовік // Даведнік журналіста. – Мінск: БДУ, 2006. – С. 202-211.
18. Дудик, А . Прекрасная муть про воина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.relax.by/569276/. Дата доступа: 22.01.2015.
19. Егоров, Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль / Б. Ф. Егоров. - Л.: Советский писатель, 1980. - С. 169.
20. Іўчанкаў, В.I. Дыскурс Беларускіх СМІ / В.I. Іўчанкаў, В.І.Блажноў. – Мінск: БДУ, 2003. – 257 с.
21. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 c.
22. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, 2000. – 213 с.
23. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. – М.: Рефл-бук, 2001. – 288 с.
24. Красильникова, Л. В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика / Л. В. Красильникова. - М.: Диалог-МГУ, 1999. – 234 с.
25. Кройчик, Л.Е. Система журналистических жанров / Л. Е. Кройчик. - Спб.: Знание, 2000. – 272 с.
26. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 103-116.
27. Лазутина, Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2011.- 236 с.
28. Мальчевская, Е. А. Трансформация жанра рецензии [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/13962/1/74-77.pdf. – Дата доступа: 12.02.2016
29. Новиков, В. И. Жанр литературной рецензии в современной отечественной прессе / В. И. Новиков // Медиаскоп электронное издание. Выпуск №2. - 2012. – С. 56-70.
30. Падаляк, Т.У. Прафесійная этыка журналіста: вучэб.-метад. дапаможнік/ БДУ / Т.У. Падаляк. – Мінск: БДУ, 2003. – С. 3-46.
31. Савчук, С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты / С. О. Савчук. – М., 2001. – 408 с.
32. Скородумова, А.А. Социальная проблематика на страницах городских газет / А. А. Скородумова // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/20 14/06/35952. – Дата доступа: 19.10.2015.
33. Словарь журналистских терминов [Электронный ресурс] / Словарь журналистсикх терминов. М., 2005. – Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/856/symbol/209. – Дата доступа: 23.04.2016
34. Соловьев, В.И. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие / В. И. Соловьев, Н. З. Рябинина. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. – 203 с.
35. Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. - М.: Мысль, 1982. – 176 с.
36. Тертычный, А. А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике / А.А. Тертычный // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2013. – № 6. – С. 77-88.
37. Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / В. Т. Третьяков. – М., 2004. – 820 с.
38. Шкондин, М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 4. – С. 62-73; № 5. – С. 45-55.
39. Шостак, М. И. Репортер: профессионализм и этика: Учеб. пособие / М. И. Шостак. – М.: РИП-холдинг, 2001. – С. 134–138.
40. Эдвард, Д. Миллер. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки / Д. Эдвард. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.