Введение
Глава 1 Прецедентные тексты в газетных заголовках
1.1 Заголовок как композиционный элемент газетной публикации
1.2 Прецедентные тексты в заголовках газет
Глава 2 Анализ использования прецедентных текстов в прессе (на примере заголовков газет «Вечерний Брест» и «Заря»)
2.1 Классификация по сферам-источникам
2.2 Классификация по формам представления прецедентного текста
Глава 3 Особенности функционирования прецедентных текстов в заголовках прессы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Язык средств массовой информации на протяжении нескольких десятилетий находится в фокусе внимания представителей различных наук. Особое внимание ученые уделяют заголовкам газетных статей. Заголовок является важной частью газетной статьи, потому что он находится в сильной позиции: именно заголовок привлекает внимание читателя и влияет на то, прочитает ли он статью. Одним из способов создания привлекательного для читателя заголовка является использование отсылок к прецедентным феноменам. Такие заголовки отличаются повышенной информативностью, потому что образ прецедентного феномена несет в себе не только саму идею содержания, но может в свернутом виде содержать и его оценку. «Разные языковые приемы позволяют превратить заголовок в тот самый «крючок», который способен привлечь внимание к любой проблема- тике. Журналист имеет право вступить в коммуникативную игру с реципиентом через заголовок, он может использовать игровые стратегии и тактики образования интригующего названия» [1, с. 105].
В настоящее время широкое распространение в текстах СМИ получило использование феноменов прецедентности как составляющих функции воздействия СМИ на индивида.
Под влиянием теории интертекстуальности (Ю. Кристева), прецедентного текста (Ю.Н. Караулов), прецедентного феномена (Д.Б.Гудков, В.В. Красных, И.В. Захаренко, Д.В. Багаева, В.Г. Костомаров, Ю.Е. Прохоров) появилось множество работ, посвященных феномену прецедентности в различных речевых сферах, например рекламе (С.Л. Кушнерук, Ю.Б. Пикулева, Т.Е. Постнова, М.С. Рязанова, М.В. Терских и др.), литературе (К.В. Завьялова, А.В. Кремнева, Ю.Ю. Саксонова, Н.А. Фатеева и др.), политической публицистике (Н.С. Бирюкова, О.А.Ворожцова, Е.А. Нахимова и др.), печатных СМИ (О.С. Боярских, О.П. Семенец, Р.Л. Смулаковская и др.), а также научных (Е.В.Михайлова), разговорных текстах (Ю.А. Гунько и др.).
Следует также отметить, что исследование прецедентных текстов в печатных СМИ проводится, как правило, на материале газет (городских, областных, региональных; ежедневных или еженедельных) и публицистического стиля речи.
Заголовок любого газетного текста является позиционно сильным компонентом, содержащим ключевую информацию. Исследователи рассматривали заголовки с различных точек зрения. Так, А.З. Кубанова [15] исследует лексико- семантические, синтаксические особенности заголовков, М.Ю. Доценко [8] обращает внимание на различные организационные и
ГЛАВА 1 ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ
1.1 Заголовок как композиционный элемент газетной публикации
В газете заголовок занимает стилистически сильную, акцентируемую позицию и несет большую функциональную нагрузку. Заголовок призван привлечь внимание читателя, установить с ним контакт и настроить на восприятие содержания газетного материала. Являясь составной частью газеты, заголовок выполняет важные функции: информативную (передает информацию о тексте), прагматическую (оказывает воздействие на интеллект и эмоции адресата – получателя информации). В современном газетном заголовке прагматическая функция является наиболее значимой [5, с.72].
Заголовок входит в состав заголовочного комплекса. Термин «заголовочный комплекс» используется в работах Н.А. Веселовой. По мнению исследователя, заголовочный комплекс включает в себя «все затекстовые элементы, каждый из которых потенциально способен, взаимодействуя с другими, служить созданию новых смыслов» [4, с.203]. Таким образом, к заголовочному комплексу относятся имя автора текста, собственно заглавие (название текста), подзаголовок, посвящение и эпиграф, в некоторых случаях дата и место написания/ издания, а также полиграфическое оформление текста.
По мнению Э.А. Лазаревой, «заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) – это подсистема внутри текстовой системы, состоящая из элементов, находящихся вне текста» [16, с.158]. К компонентам заголовочного комплекса она относит заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурно-речевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста [16, с.158]. Таким образом, заголовочный комплекс состоит из нескольких частей. Довольно часто в заголовочном комплексе отсутствует тот или иной компонент, но элемент «заголовок» присутствует всегда.
В последнее время публицистика меняет свою форму и содержание, способы получения информации и ее подачи, а также средства воздействия на аудиторию. Актуальная примета современных СМИ – ориентация на рекламу, конкурентоспособность, стремление «заполучить» как можно более широкую читательскую аудиторию – влияют и на характер самой публицистики.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ПРЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАГОЛОВКОВ ГАЗЕТ «ВЕЧЕРНИЙ БРЕСТ» И «ЗАРЯ»)
2.1 Классификация по сферам-источникам
Анализ сфер-источников прецедентности, по справедливому замечанию Е.А Нахимовой, помогает оценить эрудицию, жизненный опыт, политические предпочтения, прагматические установки и речевое мастерство автора публикации и сделать вывод о характере фоновых знаний, которыми, по мнению автора, должен обладать его читатель [21, с.6].
В языке современных газет прецедентные тексты принято классифицировать по источникам их цитирования. Это высказывания общественных деятелей, образцы классической литературы, крылатые фразы, пословицы, а также названия и отрывки из песен, кинофильмов и всего, что принято называть массовой культурой. Многообразие и неоднородность источников цитирования является отражением менталитета читателя и журналиста. В прецедентных текстах, используемых в газетах проявляются интересы современных журналистов, уровень их интеллекта, круг знаний, возрастные особенности.
Для анализа фактического материала из брестских газет за основу была взята, как наиболее популярная и емкая, классификация А. Лихачевой [17], в соответствии с которой выделяются следующие источники прецедентных текстов (другой вариант термина «сферы-источники»):
1) идеологизированные тексты: призыв, лозунг, определенная идеологическая установка:
«Вечерний Брест»:
1. «Пешеход» за «водителя» не в ответе. Пока... (ВБ, №56 за 17 июля 2015, с.5) ← Сын за отца не в ответе (Слова И. В. Сталина (1878–1953), сказанные им на совещании передовых комбайнеров (1 декабря 1935 г.).
2. Имя решает все (ВБ, 27.04.16, с.7) ← Кадры решают все (советский бюрократически-идеологический штамп, вошедший в язык из речи И.В. Сталина 1935 г.).
3. Деньги нужны, но не всегда они решают все (№ 100 за 18 декабря 2015, с.4). ← Кадры решают все (советский бюрократически-идеологический штамп, вошедший в язык из речи И.В. Сталина 1935 г.).
4. Диктатура благих целей (29.04.16 /№34, с.5) ← Диктатура пролетариата (в марксистской теории форма политической власти, выражающая интересы рабочего класса).
5. Инвест-привет! (22.04.16 /№32с.2) ← «Физкульт-привет!»
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ЗАГОЛОВКАХ ПРЕССЫ
Газетный заголовок, представляющий собой особую разновидность медиатекста, состоит из одного или нескольких предложений, называющих газетный материал, предшествует основному тексту статьи и отражает его главную тему. Основными функциями, которые выполняет газетный заголовок, являются номинативно-информативная, воздействующая, рекламная и графически- выделительная [26, с.205]. При этом, как считают исследователи, современным заголовкам все чаще отводится не столько информативная, сколько интригующая роль, они призваны привлечь внимание, озадачить.
Итак, как показал анализ материала, в газете «Вечерний Брест» в процентном соотношении все выявленные прецедентные тексты распределяются по названным сферам-источникам следующим образом (см. Диаграмма 3.1): 1) библейская или мифологическая цитата: 3%, 2) идеологизированные тексты: 10%, 3) фразеологизмы: 10%, 4) крылатые выражения: 10%, фольклор, пословицы и поговорки: 10%, 5) литературная цитата: 23%, 6) песни, фильмы: 34%.
Как видим, наименьшую по количеству заимствований позицию занимает сфера-источник «Библия», примерно одинакова продуктивность фольклора, советских слоганов, фразеологии и крылатых выражений. Лидирует же сфера-источник «Литература», а первое место поделили сферы-источники «Музыка» и «Кино».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе действия прецедентного текста – сравнение «данного» и «нового», причем «новое» рассматривается лишь как вариация, видоизменение «данного». Эффект новизны достигается либо за счет деформации текста, либо за счет наложения на новую ситуацию неожиданной референтной отнесенности. Любой обычный прецедентный текст явно умышлен, задуман для того, чтобы произвести впечатление на адресата, выполнить функцию воздействия. Основным свойством прецедентного текста является расчет на воздействие через сопоставление новой информации и фоновых знаний. «Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».
Можно сделать вывод, что ведущей функцией прецедентных текстов является функция воздействия. В нашей работе мы придерживаемся более широкой трактовки прецедентных текстов, предложенной Ю.Н. Карауловым, причисляя к прецедентным текстам и прецедентное высказывание, и литературную (историческую) прецедентную ситуацию.
Иногда разграничить сферы-источники не представляется возможным. Это происходит в ситуации, когда и литературное произведение, и его экранизация являются значимыми прецедентными феноменами. В таких случаях отсылка на прецедентный феномен относится к сфере-источнику «Литература», так как литературное произведение первично по отношению к экранизации. Еще более сложная ситуация возникает в вопросе первичности сфер-источников «Фразеология» и «Библия», «Фразеология» и «Мифология», литературное и крылатое выражение, так как заимствования из мифологических или литературный источников, высказываний политических деятелей прочно входят в узуальную (общеязыковую, словарную) базу носителя языка и не восприниматься как имеющие конкретный адрес заимствования. Так происходит с фразеологизмами, крылатыми высказываниями и даже пословицами, авторство которых забыто.
Ориентацию на широкую аудиторию обуславливает специфическая тематика сфер-источников с ориентацией на массовый характер (современная поп-культура, советское прошлое – музыка, кинофильмы, мультфильмы, слоганы и крылатые фразы). Используются прецедентные тексты разного временного промежутка, что позволяет делать информацию актуальной как для молодежи, так и для старшего поколения.
В газете «Вечерний Брест» в процентном соотношении все выявленные прецедентные тексты распределяются по названным сферам-источникам следующим образом: 1) библейская или мифологическая цитата: 3%, 2) идеологизированные тексты: 10%, 3) фразеологизмы: 10%, 4) крылатые
1. Артамонова, И. М. Игровое кодирование как структурный показатель мотивирующих заголовков / И. М. Артамонова // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе: сб. научн. тр. – Киев: Киевский нац. ун-т им. Т. Шевченко. – 2006. – С.98 –112.
2. Баяндина, С.Ж. Функции языка в контексте современной лингвистической парадигмы: автореф….доктора филолог. наук. – Алматы, 2003. – 45 с.
3. Бобылев, Б.Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста / Б.Г.Бобылев. – Алма-Ата: Мектец», 1987. – 102 с.
4. Веселова, Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Веселова. – Тверь, 1998. – 236 с.
5. Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999. – 277 с.
6. Головина И.В. Особенности функционирования заголовков в форме простых повествовательных предложений в современной немецкой прессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.В. Головина. – М., 2006. – 24 с.
7. Гудков, Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д.Б. Гудков. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 152 с.
8. Даштамирова, З.Г. Аллюзия – прагмакомпонент художественного текста / З.Г. Даштамирова, Л.И. Сердюкова // Прагматика и стилистика текста. – Алма-Ата: КазГУ, 1988. – С. 49-54.
9. Доценко, М.Ю. Синтаксис газетного заголовка: структура, семантика, прогнозирование смыслового развития текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.Ю. Доценко. – СПб., 2009. – 24 с.
10. Журавлева, Е.А. Прецедентные тексты начала 20 века / Е.А.Журавлева, Ж.Д. Капарова. – М.: Флинта, 2007. – 255 с.
11. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. – М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. – 264 с.
12. Костомаров, В. Г. Языковый вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. – М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 248 с.
13. Красных, В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? / В.В.Красных. – М.: ИТДГК Гнозис, 2003. – 375 с.
14. Красных, В.В.. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? / В.В.Красных. – М.: Диалог-МГУ, 1998. – 352 с.
15. Кубанова, А.З. Субстантивное словосочетание как единица синтаксической номинации в роли газетного заголовка: автореф. дис. ...канд. филол. наук / А.З. Кубанова. – Таганрог, 2007. – 16 с.
16. Лазарева, Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э.А. Лазарева // Известия Урал. гос. ун-та. – 2006. – №40. – С.158–167.
17. Лихачева, А.Б. Современный русский телезритель: фрагменты языкового сознания / А.Б. Лихачева // Язык, сознание, коммуникация. Сборник статей / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. – Выпуск 17. – М.: Изд-во МАКС-Пресс, 2001. – 152 с.
18. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек–текст–семиосфера – история / Ю. М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 464 с.
19. Михайлова, Е.В. Интертекстуальность в научном дискурсе / автореф. дисс... канд. филол. наук / Е.В. Михайлова. – Волгоград, 1999. – 19 c.
20. Мохань, Е. Н. Прецедентные тексты в заголовках региональных сми Беларуси / Е.Н. Мохань // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 2-3 октября 2014 г..- Москва : Изд-во «Институт стратегических исследований», 2014 . – С.206–209.
21. Нахимова Е.А. Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования прецедентных онимов в современной российской массовой коммуникации : автореферат дис. ... доктора филологических наук. – Екатеринбург , 2011. – 44 с.
22. Подчасов, А.С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: На материале российских и британских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 2001. – 21 с.
23. Серов, В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В.В. Серов. – М.: Локид-Пресс, 2005. – 852 с.
24. Сиротина, О.Б. Некоторые жанрово-стилистические изменения в современной публицистике / О.Б. Сиротина // Развитие функциональных стилей современного русского языка / под. ред. Т.Г. Винокур и Д.Н. Шмелева. – М.: Высшая школа, 1968. – 167 с.
25. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. – М.: Academia, 2000. – 128 с.
26. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца 20 века: автореф. … доктора филолог. наук / С.И. Сметанина. – СПб., 2002. – 41 с.
27. Солганик, Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИ / Г.Я. Солганик // Вестник МГУ. Серия журналистика. – 2000. – №3. – С. 31-39.
28. Степанов, Ю. С. «Интертекст», «Интернет», «Интерсубъект» (к обоснованиям сравнительной концептологии) / Ю. С. Степанов // Известия АН. Серия литературы и языка. – Т. 60. – 2001. – № 1. – С. 3-11.
29. Фатина, А.В. Функционирование заголовочных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.В. Фатина. – СПб., 2005. – 24 с.
30. Фокина, О. В. Источники интертекстуальных включений в языке современных газет: монография / О. В. Фокина. – М.: МПГУ, 2008. – 340 с.