ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание»
1.2 Особенности экологического воспитания младших школьников
1.3 Характеристика методов и приемов экологического воспитания в начальной школе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Выявление уровня сформированности экологического воспитания
2.2 Программа повышения уровня экологического воспитания младших школьников
2.3 Анализ результатов опытно–экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для экологического воспитания, формирования ее экологического мировоззрения и сознания, этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии, эмоционального единства с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира и высоким моральным идеалам. Ребенок ощущает боль окружающих, остро ощущает несправедливость своих и чужих поступков, пытается имитировать честные поступки. Тонко чувствительная и легко воспринимаемая психология маленького человека объединяет материальный и духовный миры вместе. Без такого воссоединения невозможно воспитывать и развивать экологическое мировоззрение и сознание [2].
Младший школьный возраст является ценным этапом в экологическом воспитании. В этот период происходит качественный скачок. Во многом определяющим процессом является развитие экологического воспитания человека, что в дальнейшем выражается в формировании у ребенка осознанного отношения к миру. Тот факт, что он начинает отличать себя от окружающей среды, преодолевает в своем мировоззрении расстояние от «Я есть природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений с самим собой (кто я? Что я должен хвалить или обвинять?) и непосредственную социальную среду – сверстники, взрослые.
У младших школьников взаимодействие и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не отличают себя от предметов и объектов мира; они чувствуют себя естественной частью природы, органическим единством с ней. Между ребенком и субъектом окружающей среды формируются прямые межобъектные отношения. Ребенок младшего школьного возраста открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть их характера. Этот возраст наиболее благоприятен для воздействия на окружающую среду.
Экологическое воспитание предполагает определенную степень понимания мира. На стадии детства ребенок начинает осознавать живых и неживых, себя как живого существа. Постепенно происходит переход от эмпирически развивающейся культуры взаимодействия человека с окружающей средой и ее различных представлений к осознанному пониманию этого взаимодействия (Н.Ф. Виноградова) [3]. Конечно, дети развивают только первые представления о жизни природы, но тем более важно выбрать для них базовый минимум экологических знаний.
Данную проблему изучали такие ученые, как А.С. Бахарева, О.Б. Волжина, С.В. Губарева, Е.Н. Дзятковская, Л.И. Егоренков, Н.С. Жестова, А.Н. Захлебный, О. Игнатьев, А. Маджуга, Б. Анарметов, Г.Н. Каропа, С. Н. Николаева, Л.П. Симонова и др. Проблема исследования состоит в том, что несмотря на достаточно большое количество по данной теме, необходима систематизация и обобщение информации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание»
Понятие «экологическое воспитание» является сложным и многогранным – это сложная категория, которая включает в себя: сознание, экологическое мышление, отношение, деятельность, которая берет свое начало в младшем школьном возрасте и развивается на протяжении всей жизни человека. Его формирование происходит при участии и под руководством взрослого. Поэтому учитель должен быть носителем экологического воспитания.
«Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному» [13, с. 64].
Сластенин В. А. говорит, что «…воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [25, с. 87].
«Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека» [1, с. 6].
Новиков А. М. определяет экологическое воспитание как «…развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [21, с. 43].
Экологическое воспитание школьников – это комплекс мер, направленных на формирование у них сочувственного и бережного отношения к природе, навыков и умений оказывать ей практическую помощь, учитывать возможные негативные последствия их взаимодействия с объектами природы.
Экологическое воспитание – формирование сознательного отношения людей к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к природе и окружающей среде, основанного на экологическом просвещении. Учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- понимание современных экологических проблем;
- развитие критического отношения учащихся к результатам человеческой деятельности;
- способность анализировать собственное поведение по своей природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды [4].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Выявление уровня сформированности экологического воспитания
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 32» г. Гродно. В исследовании приняли участие 25 детей сколько человек в классе (15 девочек и 10 мальчиков).
Планирование экспериментальной части осуществлялось в соответствии с основными целями и задачами исследования.
Задачи исследования:
- подобрать методики исследования уровня экологической воспитанности младших школьников;
- выявить и проанализировать уровень экологической воспитанности младших школьников;
- подобрать наиболее интересные формы и методы работы как средство экологического воспитания младших школьников в рамках образовательной среды при соблюдении комплекса педагогических условий.
Под критерием выделения уровня экологического образования понимается мера, показатели которой характеризуют развитие чувства ответственности за окружающую среду и экологически ответственного поведения учащихся, уважения к природе.
Уровни экологического образования учащихся начальной школы:
Высокий уровень:
высокий уровень экологических знаний, широкая эрудиция, желание самостоятельно находить информацию об экологических проблемах, владение и умение использовать знания и навыки для анализа экологических проблем, природа как предмет изучения, знания
Средний уровень:
желание объяснить сущность природных и социальных явлений экологического характера, объединение знаний смежных наук для оценки экологических событий и неспособность в полной мере понять негативное воздействие человека на природную среду
Низкий уровень
бытовые экологические знания, частичные экологические знания, умение объяснять суть лишь некоторых природных явлений, сложность передачи экологических знаний для решения конкретных экологических проблем, неспособность оценить воздействие человека на окружающую среду, ошибки в экологической оценке конкретных ситуаций или действий [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной курсовой работы – составить программу повышения уровня экологического воспитания младших школьников и проверить ее эффективность. Для достижения цели мы достигли некоторых задач.
На первом этапе мы представили сущность понятия «экологическое воспитание». Мы выявили, что экологическое воспитание – система педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности у детей, на формирование и развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Экологическим воспитанием детей является педагогический процесс, который опирается на основополагающие идеи и понятия экологии при ознакомлении детей с природой. Результатом экологического воспитания будет становление на основе экологических знаний осознанно-правильного социально-одобряемого отношения к самой природе во всём её многообразии.
Далее мы выявили особенности экологического воспитания младших школьников. Именно в младший школьный период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природой, объективным миром. Развитие экологического воспитания является результатом экологического образования и воспитания, которое выражается в способности человека достичь гармоничных отношений с внешним миром и самим собой. Экологическое воспитание должно реализовываться через межпредметные связи и единство познавательной и практической деятельности по изучению и охране природы.
На третьем этапе мы дали характеристику методам и приемам экологического воспитания в начальной школе. В педагогическом процессе используются методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесные (рассказ, объяснения, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов); наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о природе); практические (экологические игры, эксперименты, опыты, труд в природе). В работе по экологическому воспитанию младших школьников применяются разные приемы: «экологические беседы»; «экологические чтения»; «экологические игры»; «час творчества», «загадки природы».
Затем мы выявили уровень сформированности экологического воспитания. Из общего числа детей только 8 имеют высокий уровень экологического образования – 32%, 9 человек – средний уровень экологического образования – 36%, а 8 учащихся имеют более низкий уровень экологического образования, чем в среднем 32%.
1. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей / А. С. Бахарева. – М. : Просвещение, 2016. – 109 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
3. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Педагогический университет, 2008. – 66 с.
4. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О. Б. Волжина. – М. : Просвещение, 2014. – 207 с.
5. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И. Р. Голубев. – М. : Просвещение, 1995. – 192 с.
6. Губарева, С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С. В. Губарева // Методист. – 2013. – № 5. – С. 63.
7. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 257.
8. Данилов, М. А. Умственное воспитание / М. А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – С. 70-86.
9. Дзятковская, Е. Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Е. Н. Дзятковская. – М. : Образование и экология, 2014. – 255 с.
10. Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие / Л. И. Егоренков. – М. : Прометей, 2016. – 126 с.
11. Жестова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н. С. Жестова // Начальная школа. – 2009. – №10. – С. 181.
12. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения / Л. В. Занков. – М. : Просвещение, 2007. – 243 с.
13. Засобина, Г. А. Педагогика: учебное пособие / Г. А. Засобина, И. И. Корягина. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 250 с.
14. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный. – М. : Педагогика, 2014. – 34 с.
15. Игнатьева, О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьев, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. – 2015. – №8. – С. 97.
16. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М. : Просвещение, 2018. – 288 с.
17. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М. : Педагогика, 2016. – 258 с.
18. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Мн. : НМО, 2016. – 99 с.
19. Мухина, В. С. Младший школьник / В. С. Мухина. – М. : Новая школа, 2014. – 367 с.
20. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М. : Академия, 2011. — 336 с.
21. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2010. – 208 с.
22. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков. – М. : Топикал, 1994. – 184 с.
23. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе. – М. : Педагогика, 1981. – 656 с.
24. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе / Л. П. Симонова. – М. : «Академия», 2018. – 234 с.
25. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
26. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1979. – 290 с.
27. Цветкова, И. В. Экологический светофор: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – М. : Просвещение, 2000. – 90 с.