ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие и функции экскурсии
1.2 Задачи и этапы проведения экскурсий в природу в рамках учебного предмета «Человек и мир»
1.3 Виды экскурсий, формы и средства экскурсионной работы с учащимися младших классов
ГЛАВА 2 организация и проведение экскурсий в природу в рамках изучения учебного предмета
2.1 Особенности использования природных объектов и явлений в преподавании учебного предмета «Человек и мир»
2.2 Методика проведения экскурсий в природу в рамках изучения чебного предмета «Человек и мир»
2.3 Результативность проведения экскурсий в
природу в рамках изучения чебного предмета «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе все более актуальным становится проблема правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Правильное отношение строится на элементарных знаниях о растительном мире о живой и неживой природе, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Природоведческие знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.
Основы экологической культуры и правильного отношения к природе должны закладываться еще в раннем дошкольном возрасте. В начальных классах ж данную задачу решается учебный предмет «Человек и мир». Ознакомление младших школьников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. В начальных классах ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
Экскурсии в рамках изучения «Человек и мир» помогут сделать процесс формирования экологической культуры более эффективным: помогают систематизировать и обобщать наблюдения, формируют более глубокое понимание явлений природы, способствуют воспитанию и любви к природе, её сохранности и эстетическому развитию учащихся.
Проблеме формирования представлений о природе посвящены исследования Е.Т. Бровкиной, Т.А. Козловой, В.П. Горощенко, И.А. Степанова и др. Поиск основных направлений, наиболее оптимальных методов и приемов ознакомления детей младшего школьного возраста с природой, в частности в процессе проведения экскурсии в природу на уроках «Человек и мир», и недостаточная изученность данного вопроса и определяют актуальность проблемы исследования.
Объект исследования – процесс организации экскурсий в природу для младших школьников.
Предмет исследования – технология организации и проведения экскурсии в природу в рамках учебного предмета «Человек и мир».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие и функции экскурсии
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Рассмотрим различные варианты трактования данного понятия.
Экскурсия (от лат. excursio – поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе» [10, с. 172].
Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [15, с. 5]
Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [15, с. 5].
В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» [16, с. 195].
В Толковом словаре русского языка слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Использование природных объектов и явлений в преподавании учебного предмета «Человек и мир»
В рамках изучения проблемы методики проведения экскурсий в природу на уроках «Человек и мир» была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГУО «Средняя школа №43 г.Могилева».
В исследовании приняли участие 30 учащихся 3-х классов: 15 детей в экспериментальной группе; 15 детей в контрольной группе.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий; формирующий, контрольный.
Для того, чтобы выявить особенности представлений учащихся о природе и выявить отношение их к объектам окружающей среды, нами был проведен констатирующий эксперимент. Он проводился с помощью заданий «Выбери правильный ответ» и «Определи, о чем идёт речь».
Задание «Выбери правильный ответ».
Цель: выявить понимание учащихся объектов и явлений в природе.
Педагог зачитывает вопрос и три варианта ответа. Ребенку предлагается выбрать правильный ответ.
1. Что относится к живой природе:
А) человек, растения, животные, грибы и микробы.
Б) солнце, воздух, вода, Земля, человек и то, что создано его руками.
В) солнце, небо, облака, вода, горы, дождь, снег.
2. Чем отличается живая природа от неживой:
А) всё живое дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает.
Б) всё живое передвигается, растет, радуется, приносит потомство, умирает.
В) всё живое разговаривает, передвигается, растет, размножается, умирает.
3. Кустарниками называют растения, у которых:
А) гибкий стебель.
Б) несколько стволов.
В) один главный ствол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Ознакомление младших школьников с природой в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.
2. Для приобщения учащихся к природе проводятся экскурсии, которые позволяют им увидеть все явления и процессы, происходящие в вей, в естественных условиях, а также способствуют осознанно-правильному отношению к природному окружению. Важное значение в таком познании мира младшими школьниками имеет умение и способность учителя организовать и провести экскурсию, а также соблюдение им всех методических требований во время ее проведения и подготовки, чтобы экскурсия для детей была интересной и познавательной.
3. Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
4. Перед проведением экскурсии в 3 классе у большинства учащихся имеются отклонения в формировании представлений о природе, несмотря на то, что они получили уже достаточно знаний по учебному предмету «Человек и мир».
5. С целью активизации знаний, полученных в ходе изучения предмета, нами были организованы и проведены ряд экскурсий, основных на принципах и задачах целенаправленного педагогического процесса, направленного на формирование представлений о природе у детей.
6. Анализ результатов развития представлений о природе учащихся экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности использования разнообразных методов и приемов проведения экскурсий в рамках учебного предмета «Человек и мир». Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития значительно уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Таким образом, экскурсии в природу являются
1. Аквилёва, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Байбара, Т. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения / Т. Байбара // Начальная школа. – 1998. – № 11. – С. 41-44.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.
4. Беладина, И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 96с.
5. Беладина, И.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 288 с.
6. Ботян, Т.И. Природоведческие экскурсии в начальной школе / Т.И. Ботян // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2010. – Выпуск 2. – С. 40-43.
7. Браун, В. Настольная книга любителя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией / В. Браун. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.
8. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. – М.: «Академия», 2000. – 224 с.
9. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
10. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
12. Водопьянова, Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий / Е.В. Водопьянова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 46-48.
13. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М: Просвещение, 1984. – 159 с.
14. Дерим-Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес / Е.Н. Дерим – Оглу, Н.Г. Томилина // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 37-39.
15. Дубков, С.Е. Экскурсия как форма получения и закрепления знаний / С.Г. Дубков // Біялогія: праблемы выкладання. – 1998. – № 2. – С. 69-74.
16. Егорова, Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: [На экскурсиях по природоведению] / Т.Г. Егорова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 66-68.
17. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 30-34.
18. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. – Начальная школа плюс и минус. – 2000. – № 8. – С. 32-36.
19. Кавальчук, Т.А. Сезонныя экскурсіі ỹ прыроду / Т.А. Кавальчук // Пачатковая школа. – 2004. – № 8. – С. 46-49.
20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 50-51.
21. Кропочева, Т.Б. Исследование экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 48-53.
22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.
23. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.
24. Пяткун, Г.В. Экскурсіі ỹ восеньскі лес / Г.В. Пяткун // Пачатковая школа. – 2006. – № 9. – С. 40-45.
25. Смолеусова, Т. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 188-192.
26. Тетюрев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тетюрев. – М., Просвещение, 1971. – 222 с.
27. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: Аверсэв, 2008. – 176 с.
28. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IV классы. – Минск: НИО, 2009. – 240 с.
29. Холомкина, А.И. Осенняя экскурсия в парк / А.И. Холомкина // Начальная школа. – 1984. – № 9. – C. 63-65.
30. Ярмолович, М.А. Развитие у младших школьников умения наблюдать в процессе изучения природоведческого материала / М.А. Ярмолович. – М.: Просвещение, 1972. – 36 с.
31. http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=0&sletter=%u0411&ii=1&id=1 – Большая Советская энциклопедия. – Дата доступа: 11.04.2016.