Одной из основных и наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации системы контроля и оценивания знаний. Объективный и рациональный контроль стимулирует познавательную активность учащихся, их интерес к учебе; неадекватный контроль, наоборот, отбивает всякий интерес. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы контроля и оценивания в начальной школе [12].
Долгое время начальная школа в системе образования рассматривалась как ступень образования, в рамках которой человек должен освоить основные навыки чтения, письма и счета, необходимые для дальнейшего образования. Однако в последнее время, в связи с изменением социальной ситуации в нашей стране и возникающими новыми требованиями к образовательной сфере, изменились и цели начального образования.
Сформулированные социальные требования и стандарты предполагают повышение профессионального мастерства учителя, что напрямую соотносится с необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс современной системы оценивания и контроля, которая позволяет учителю осуществлять обратную связь в учебном процессе и получать своевременные и точные сведения о качестве усвоения знаний и об уровне сформированности умений и навыков младших школьников [5].
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки существует давно, и накоплен существенный объем знаний по данной проблеме. Это труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов: Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б.
В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения (степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровень развития учащихся).
Отказ от использования отметок в I-II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.
Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности [1].
Учебный предмет «Человек и мир» состоит из трех содержательных компонентов: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Составной частью содержательного компонента «Человек и общество» является блок «Мая Радзіма – Беларусь», который изучается в IV классе.
Цель учебного предмета «Человек и мир» – формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание учащихся.
В I классе в процессе наблюдений за сезонными явлениями учащиеся получают конкретные знания о растениях и животных ближайшего окружения. Отвечая на вопросы «Почему птицы улетают в теплые края?», «Почему одни звери на зиму впадают в спячку, а другие ведут активный образ жизни?», учащиеся убеждаются в том, что в природе все взаимосвязано и что изменения в жизни растений и животных являются приспособлением к условиям существования (к изменениям в неживой природе). Таким образом, уже с I класса у детей формируются элементы экологических знаний.
На первом году обучения учащиеся закрепляют навыки личной и общественной гигиены, которые они приобрели в учреждениях дошкольного образования. В процессе получения сведений о том, почему и как влияет природа на настроение и самочувствие человека, расширяются и углубляются знания о здоровом образе жизни.
Акцентируется внимание на развитии у учащихся представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы и общества. Уже с I класса
В современных социально-экономических условиях, перед школой стоит задача – вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении.
Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».
К примеру Г. Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт» [12]. Оценка, в первую очередь, должна быть рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать» – начинается учебная самостоятельность, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1 класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач.
1. Об организации работы общеобразовательных учреждений по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся 1 и 2 классов в период безотметочного обучения на первой ступени общего среднего образования: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь // Настаўнiцкая газета. – 2012. – 23 августа.
2. Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений: приказ Министерства образования Республики Беларусь, 29 сентября 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2016.
3. Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012. – 112 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2012. – 30 с.
5. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приёмы формирования адекватной самооценки / Е.Л. Алексеева // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 18-21.
6. Ефимчик, Е. В. Учиться не ради отметки. Система оценки знаний и приемы работы при безотметочном обучении / Е. В. Ефимчик, М. И. Казакевич, Т. К. Минец // Пачатковая школа. – 2012. – № 2. – С. 24-28.
7. Жукова, Н.Ф. Игровые приемы при безотметочном обучении / Н.Ф. Жукова // Пачатковая школа. – 2015. – № 9. – С. 14.
8. Ковальчук, Т. А. Формирующее оценивание или Оценивание для обучения / Т.А. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2015. – № 1. – С. 4.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 487 с.
10. Садовская, И.А. Формирование навыков самооценки в период безотметочного обучения / И.А. Садовская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 8. – С. 12-16.
11. Фёдоров, И.В. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении / И.В. Федоров // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 14-17.
12. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – М: Рига, 1999. – 136 с.