ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в школе усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Словарная работа занимает важное место в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: исключительно важной ролью слова в языке; потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь.
В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы необходимо сочетать три подхода:
– психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности;
– лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранным языкам;
– методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.
Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников следующие направления:
– обогащение словарного запаса;
– словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов;
– совершенствование связности речи;
Принципиальные теоретические позиции и богатейший фактический материал по развитию устной речи содержится в трудах К.В. Мальцевой. Автор рассматривает методику развития речи школьников путем проведения
Проблемами развития речи занимались следующие ученые: Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений.
Речь является основным средством человеческого общения. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл [11, с. 74].
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Следует отметить, что для детей, поступающих в школу, в качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития:
– словарный запас;
– способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом;
– произвольность владения речью.
Различают следующие виды речи:
– внешнюю речь, которая в свою очередь разделяется на устную с двумя её формами – монологической и диалогической – и письменную;
– внутреннюю речь.
В педагогической работе по изучению словарной работы на уроке над художественным произведение выделяют подготовку детей к чтению художественного произведения, первичное знакомство с содержанием произведения, анализ художественного произведения на уроке чтения.
1. Подготовка детей к чтению художественного произведения.
Восприятие читателем художественного произведения идет через художественный образ, картины, созданные писателем при помощи слова. При чтении у читателя возникают представления: образы людей, картины природы, переживания героя, которые затрагивают и его чувства. Чтобы эта «внутренняя наглядность» была достаточно яркой и правильно воспроизводила в сознании читателя образы, созданные автором, необходимо подготовить учащихся к восприятию произведения.
Для правильного восприятия содержания произведения учащимся необходимо иметь определенный запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Если этих знаний нет, то чтению должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Например, чтение научно-популярных статей требует подготовки читателя: у них нужно возбудить интерес к тому вопросу, который освещается в статье, а для этого необходимо систематизировать имеющиеся у детей знания по этой теме, а иногда сообщить новые.
Перед чтением произведений различной тематики и жанров содержание и цель подготовки к восприятию бывают разными. Готовя детей к чтению о прошлом нашей Родины, учитель вводит детей в обстановку, знакомит с признаками эпохи, в которой развязывается действие рассказа.
Таким образом, в завершении курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Для детей, поступающих в школу, в качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития: словарный запас; способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом; произвольность владения речью. Существуют следующие виды речи: внешнюю речь, которая в свою очередь разделяется на устную с двумя её формами – монологической и диалогической – и письменную; внутреннюю речь.
2. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: исключительно важной ролью слова в языке; потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь. Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы.
3. Основные этапы словарной работы над художественным произведением следующие: подготовка к восприятию художественного произведения; первичное восприятие; проверка первичного восприятия; анализ; синтез. Подготовка к восприятию произведения имеет главную задачу: возбудить у детей интерес к читаемому; эмоционально настроить на восприятие читаемого; помочь правильно воспринять произведение; актуализировать знания учащихся. Первичное восприятие произведения (первичный синтез) имеет задачу сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения. Проверка первичного
1. Артюнова, В.И. Словарная работа на занятиях русского языка как один из путей становления речи и обогащения словарного резерва учащихся: материалы научно-фактической конференции / В.И. Артюнова. – М.: Изд. дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.
2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990. – 366 с.
3. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово / Э.А. Вартаньян. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 228с.
5. Жирнкин, Н.И. Психологические основания становления речи / Н.И. Жирнкин // В охрану живого слова. – Москва. – 1989. – 358 с.
6. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике / В.А. Звегинцев // Известия СССР. – 1982. – Вып. 3. – С. 256.
7. Картюк, Г.В. Обучение и развитие младших учащихся / Г.В. Картюк. – М.: Академия, 1989. – 306 с.
8. Карупе, А.Я. Обучение детей в школе / А.Я. Карупе. – М.: Академия, 1994. – 413 с.
9. Кашкарова, Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка / Т.Н. Кашкарова // РЯШ. – 1991. – №2. – С. 41-44.
10. Китова, Н.И. Становление речи учащихся на занятиях русского языка / Н.И. Китова. – М.: Академия, 1994. – 364 с.
11. Крупенникова, М.И. Эффективные методы и приемы организации урока / М.И. Крупенникова // Русский язык в школе. – 1997. – № 4. – С. 9-13.
12. Липешкина, А.И. Работа над устной речью учащихся / А.И. Липешкина. – М.: Смысл, 1993. – 431 с.
13. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000 – 472 с.
14. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. – М.: Просвещение, 1987. – С.106-112.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 513 с.
16. Мальцева, К.В. Развитие устной речи учащихся / К.В. Мальцева. – Киев: МИУ, 1987. – 503 с.
17. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1999. – 548 с.
18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Под ред. Луковой А.В. – СПб: Союз, 1997. – 287.
19. Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку / Н.С. Рождественский, В.Л. Кустарева. – М.: Смысл, 1978. – 467 с.
20. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождественский. – М.: Политиздат, 1975. – 301 с.
21. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. – М. Академия: 1993. – 383 с.