Введение
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика начального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальной школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни [4].
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики.
В основу всех современных форм и методов активного обучения заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной и др., который предполагает максимально возможное включение учащихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.
Цель работы: Изучить активные методы работы учителя на уроках с младшими школьниками.
1 Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность [4].
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».
Экспериментальную работу мы начали с исследования педагогической, психологической и публицистической литературы.
С целью изучения исходного состояния изучаемой нами проблемы был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие два вторых класса 2 «Б» и 2 «В» по 27 человек в каждом.
С помощью анкетирования, нами была проведена диагностика познавательных интересов школьников.
Было проведено анкетирование, в котором ученикам были заданы вопросы по выбору любимого предмета. А также детям было предложено составить самим расписание уроков, каким они хотели бы его видеть.
Путем сравнения двух классов мы вывили небольшие расхождения в развитии познавательных интересов.
2 «В» класс был выбран экспериментальным.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что:
высокий уровень познавательного интереса в обоих классах одинаковый и составляет 19 %;
средний уровень представлен 62% в контрольном и 61% в экспериментальном классе;
низкий уровень в контрольном классе составил 18%, в экспериментальном 21%.
Исходные уровни сформированности познавательного интереса к урокам математики занесены в таблицу 1.
В начале эксперимента процент качества знаний по математике во 2 «Б» и во 2 «В» составлял по 55% как в экспериментальном, так и в контрольном классах.
Успеваемость по математике составляла:
в контрольном классе 97%;
в экспериментальном - 93%.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели проблему применения активных методов обучения в работе учителя начальных классов.
В ходе работы мы изучили и сделали анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, рассмотрели психологические основы формирования познавательных интересов школьников.
В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести школьников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое, а также побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами: обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда их на практике.
Проблема развития познавательных интересов достаточно полно представлена в педагогической науке. Вместе с тем такая проблема как применение активных методов обучения как средства развития познавательных интересов представлена, на наш взгляд, не в полном объеме. Не претендуя на окончательное ее решение, мы попытались в нашем исследовании изучить возможности активных методов обучения для развития познавательных интересов школьников.
Мы пришли к выводу, что учебный процесс в школе обладает достаточными возможностями для развития познавательных интересов учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить познавательные интересы как важнейшее образование личности, которое является базой для обогащения и активизации не только познавательной, но и любой другой.
В работе выделены некоторые условия, способствующие развитию познавательных интересов школьников: максимальная опора на активную мыслительную деятельность, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Проведенная нами работа по исследуемой проблеме позволила обобщить психолого-педагогическую литературу и провести эксперимент по развитию познавательных интересов посредством активных методов
1. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа. - 2003. - № 5.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000
3. Барсукова. Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание - 1991 - №11.
4. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., 2005
5. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. - 112с.
6. Байкова Л.А. Подготовка будущего учителя начальной школы к диагностической деятельности. // Педагогика - 2004 - №2
7. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа. 2006 - №7 - с.28
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
9. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство - М. Знание. - 1990 - №11 –
10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: "Народное образование", 2001
11. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. - 1997. - № 6.
12. Активные методы обучения. - Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель, 2004. - 351с.
13. Концепция общего среднего 12-летнего образования. Астана, 2006
14. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // Мысль - М., 2005
15. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2003. - 232с.
16. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. - 1997. - № 2.
17. Махмутов М.И. Современный урок. - М, 1981
18. Методика преподавания математики в начальных классах - М., 2004
19. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. - Москва - Новосибирск, 2000
20. Пфляумер Э.Д. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. // Начальная школа - 1992 - №11 - с.29
21. Развитие творческой активности школьника/Под ред.А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 2005.
22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы - М, 2004.
23. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. С. 534.
24. Скалкин В.Л. Ситуативные упражнения. - М.: Знание, 2009. С. 100.
25. Смолкин А.М. Активные методы обучения: методич. пособие для препод. - М.: Высш. шк., 2003. С.176.
26. Соловова Е.Н. Урок математики сегодня. - М.: Знание, 2006. С.160.
27. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М., 1991
28. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: «Академия», 2000. - 327с.
29. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя начальных классов. М, 2004
30. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай - Санкт-Петербург, 1997.
31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. С. 519.
32. Чуричков А.К., Снегирев В.Е. Головоломки и занимательные задачи в тренинге / А.К. Чуричков, В.Е. Снегирев. - СПб.: Речь, 2006. - 153с.
33. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 2003. - 341с.
34. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2006. - 249с.