ВВЕДЕНИЕ
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся [1].
Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Большой вклад в создании и массовом использовании в школьной практике нетрадиционных уроков внесли такие ученые педагоги-новаторы как: В.М. Шаталов (подача учебного материала крупными блоками), Е.Н. Ильина (урок общения, идея конструктивной детали), С.Н. Лысенковой (комментирование управления, опережающее обучение, идея опоры).
Также нетрадиционными уроками занимаются и психологи. Психологами Х.Й. Лийметсом, В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерманом доказана высокая эффективность коллективной (групповой) учебно-познавательной деятельности учащихся. Совместная деятельность способствует формированию положительной мотивации учения, развитию чувства долга и ответственности, вызывает положительные эмоции, дает возможность каждому ученику работать на высоком уровне активности.
Предмет исследования – образовательный процесс.
Объект исследования – нетрадиционные формы организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.
Цель курсовой работы – теоретически изучить и практически обосновать эффективность нетрадиционных форм организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «нетрадиционный урок».
2. Изучить различные формы организации и проведения нетрадиционных уроков в учреждениях общего среднего образования.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НЕТРАДИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1.1 Нетрадиционный урок: основные понятия
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок [15].
Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
· уроки изучения нового учебного материала;
· уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
· уроки обобщения и систематизации;
· комбинированные уроки;
· уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков [15].
Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения отражены в таблице 1.1.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «….».
В эксперимента приняли участие учащиеся 4 классов в количестве 14 человек.
Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов.
I этап – констатирующий.
На первом этапе констатирующего этапа был выявлен уровень развития коммуникативных навыков, с помощью анкеты для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным (Приложение А). Детям предлагалось ответить на 40 вопросов утвердительно (+) или отрицательно ( - ) [22].
Затем для качественной оценки результатов были сопоставлены полученные коэффициенты со шкальными оценками таблицы.
Подводя итоги констатирующего этапа, мы можем определить средний балл уровня развития коммуникативных навыков – 2, что соответствует уровню ниже среднего (таблица 2.1, рисунок 2.1).
1. Очень высокий уровень (получили оценку 5) – 0%.
2. Высокий уровень (получили оценку 4). – 0%.
3. Средний уровень (получили оценку 3). – 21%.
4. Уровень ниже среднего (получили оценку 2). – 66%.
5. Низкий уровень (получили оценку 1). – 13%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
В первой главе рассмотрены сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
- организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
- расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
- привлечения к учебному процессу родителей;
- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Результаты проведенного эксперимента показали, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания любого предмета доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что какой-либо предмет нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать ту или иную науку.
1. Абасов, З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация //Инновации в образовании – 2007. – №3 – С. 118-130.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
5. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питир, 2008. – 347 с.
6. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания в школе. – М.,2009. – 72 c.
7. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова – М., 2007. – 98 c.
8. Гурьянова, М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов / М.П. Гурьянова – Минск: Амалфея, 2008. – 448 с.
9. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель – 2009. – №1 – С. 52-54
10. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ – 2002 – №3. – С. 9-13
11. Кульневич, С. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель / С. Кульневич, Т. Лакоценина – М, 2010. – 245 c.
12. Мухина, С.А. Соловьева, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Р.-н-Д., 2009. – 428 с.
13. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе / Ю.В. Долбилова - Санкт-Петербург, Феникс, 2010 – 288 с.
14. Нетрадиционные уроки по физической географии / Л.Д. Назарова – М: Сфера, 2008. – 144 с.
15. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 367 с.
16. Педагогика. Краткий курс - М.: Омега-Л, 2013 – 128 с.
17. Педагогика. // Том 2. Практическая педагогика / И. П. Подласый – Спб.: Юрайт, 2012 – 800 с.
18. Педагогика. Учебное пособие: М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко – М.: Юрайт, 2014 – 198 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика.Учебник – М., 2006 – 324 c.
20. Прихожан, А.Г. Познавательная активность //Школьный психолог – 2007. – №43 – С. 4-5.
21. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.: Владос, 2008. – 456 с.
22. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. – С.50-53.
23. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. – 2007. – №1 – С. 143-215.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов – Минск, 2010. – 470 с.