ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни
ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка – новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Крайне важно, как будет происходить первый этап адаптации ребенка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что одна из главных целей современного школьного образования – это создание и поддержка необходимых, особых психолого-педагогических условий, которые обеспечивают полноценное развитие первоклассника. Когда ребенок находится в дискомфортной ситуации, то это отражается на его эмоциональной сфере, что способствует негативному и неправильному развитию личности первоклассника.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА
1.1 Понятие личности и ее структура
Личность – это организованная система, функционирующая как целое, или единство навыков, предрасположений и чувств, которые характеризуют какого-либо члена группы как отличающегося от других членов группы [1, c. 112].
Личность является наиболее сложным высшим интегральным психическим образованием. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным. Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще мало изученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности [10].
Развитие личности представляет собой процесс вхождения индивида в определенную социокультурную среду, т. е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп сообщества, обладающее установившимися правилами и нормами поведения [18, c. 34].
В истории отечественной психологии представление о структуре личности неоднократно изменялось. Первоначально структура личности определялась простым перечислением психологических свойств человека. В этом случае личность выступала как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека. Задача психолога сводилась к каталогизации черт и выявлению их индивидуальной неповторимости у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориального содержания [15, c. 41-42].
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.
Личностное развитие первоклассника в большей степени зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, окружения. Возраст шести лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА
2.1 Описание хода эксперимента
Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической характеристики личности первоклассника проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 города Мозыря». В эксперименте приняли участие 10 человек 1 «Б» класса в возрасте 6-7 лет.
Нами были выбраны следующие диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников (приложение):
· методика Гинзбурга (определение мотивов учения);
· методика «Лесенка» (определение самооценки);
· проективная методика «Рисунок семьи» (определение статуса, положения в семье, семейных отношений);
· методика «Два домика» (взаимодействие со сверстниками).
Первая методика разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
Для детей, поступающих в школу, наиболее характерными являются следующие мотивы:
1. Собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
3. «Позиционный мотив», связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослого и т. п. (внешний);
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой);
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической характеристики личности первоклассника проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 города Мозыря». В эксперименте приняли участие 10 человек 1 «Б» класса в возрасте 6-7 лет.
Нами были выбраны следующие диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников:
1) Методика Гинзбурга (определение мотивов учения). Выявила, что преобладающим является нормальный (средний) уровень мотивации учения. Такие первоклассники хотят обладать знаниями, учебными навыками, новым занимательными фактами.
Познавательные мотивы отражают стремление первоклассников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы, которые также преобладают в нормальном (среднем уровне) учения, связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.
Личностное развитие первоклассника в большей степени зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, окружения. Возраст шести лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2010. – 623 с.
2. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2012. – 345 с.
3. Ахметзянова, Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: методическое пособие / Н.В. Ахметзянова. – Казань, 2012. – 91 с.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2011. – 464 с.
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для пед. вузов / Под общей редакцией А.П. Русикова. – М.:Академия, 2011. – 624 с.
6. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2011. – 142 с.
7. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. школа, 2007. – 496 с.
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2013. – 217 с.
9. Дрягалова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе: дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Е.А. Дрягалова. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. – 201 с.
10. Леонова, О.Р. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyhologykey.ru. – Дата доступа: 25.04.2016.
11. Маликова, И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / И.В. Маликова. – Самара, 2012. – 223 с.
12. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – Спб.: Питер, 2013. – 288 с.
13. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2013. – 352 с.
14. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2010. – 208 с.
15. Подгайский, Н.Е. Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников: дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Н.Е. Подгайский. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. – 215 с.
16. Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер – 2011. – 652 с.
17. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 529 с.
18. Сотникова, И.Д. Влияние интеллектуального и личностного развития первоклассников на их адаптацию к школе: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / И.Д. Сотникова [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2011. – 182 с.: ил.
19. Томчук, А.С. Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению / А.С. Томчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – Т. 10. – С. 161–165.
20. Физиология развития ребенка: руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768 с.