Современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека. Он должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и силах, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой, реалистическим уровнем притязаний. Причем наиболее оптимальным вариантом является гармоничное развитие всех структурных компонентов – составляющих целостного процесса самосознания, а именно самопознания, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции.
Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте начинает складываться дифференцированное самосознание, формироваться самооценка и уровень притязаний
Проблема самосознания личности, самооценки и уровня притязаний изучалась как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова [6], И.С. Кон [8], В.В. Столин [20], Е.Т. Соколова [19], И.И. Чеснокова [21]).
Анализ научных источников показывает, что проблема «Я» является одной из самых сложных и потому наиболее дискуссионных. Можно сделать вывод, что понятийный аппарат, используемый исследователями по проблеме самосознания, представляется хаотичным; такие категории, как «Я», «образ Я», «Я - концепция» смешиваются, отождествляются. Однако, на наш взгляд, они являются не тождественными, но близкими по своему содержанию. Если самосознание, прежде всего, является процессом, то самооценка, «образ Я» и «Я – концепция» являются скорее результатом или продуктом этого процесса.
С.М. Петрова предлагает понимать самосознание как родовое понятие, включающее процессуальные (в виде самопознания и самоотношения) и структурные (в виде «Я», «Я-концепции», «образа-Я», самооценки) характеристики [13].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ, САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Основные подходы к определению сущности и структуры самосознания
Под самосознанием в отечественной литературе принято понимать осознанное отношение к самому себе, своим потребностям, мотивам поведения.
Под понятием самосознание понимается сложное личностное образование, характеризующееся развитой системой представлений о себе, адекватной самооценкой, в совокупности обусловливающих развитие значимых личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к рефлексии) [5].
Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
В зарубежной литературе самосознанию уделяли внимание Р. Бернс, У. Джеймс, Д. Мид, К. Роджерс.
Образ «Я» как особое психологическое образование было выделено и охарактеризовано У. Джеймсом в 1892 году в рамках изучения самосознания. Глубокое личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и «Я» как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Таким образом, У. Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта.
Д. Мид утверждал, что самосознание – это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе [10, с. 96].
К. Роджерс, говоря о самосознании, использует понятие «Я – концепция», под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон. Она включает в себя собственно Я и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем. «Я – концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я» [16, с. 124].
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, осуществлялся подбор базы и выборки исследования, подбирались методики исследования, подготавливался инструментарий для тестирования испытуемых.
На втором этапе непосредственно осуществлялось экспериментальное исследование. На этом этапе применялся метод тестирования. Были собраны и систематизированы исследовательские материалы.
На третьем этапе осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы основные выводы.
Теоретический анализ литературы показал, что диагностика самосознания имеет некоторые сложности и особенности:
- проблема социальной желательности, где испытуемых стремится культивировать социально желательные качества, ставит определенные трудности в валидности;
- самосознание имеет уровневую структуру, что предполагает исследование самосознания на соответствующих уровнях.
Экспериментальная база и выборка исследования: Экспериментальное исследование проходило на базе ГУО «Гимназия №51 г. Гомеля».
В исследовании приняли участие 60 учащихся 1-3 классов (30 мальчиков и 30 девочек) в возрасте 7-8 лет. Выборка исследования представлена в приложении 1.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности развития самооценки и уровня притязаний младших школьников.
В диагностике самосознания обычно используется несколько классов методик: стандартизированные самоотчеты, свободные самоописания с последующим контент-анализом, идеографические методики, проективные техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате изучения особенностей развития самосознания, самооценки и уровня притязаний младших школьников можно сделать следующие выводы:
В современной отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения по вопросу сущности и структуры самосознания. Однако, многие ученые признают ее многокомпонентность и сложность. В зарубежных исследованиях понятие «самосознание» рассматривается в тесной связи с понятиями «Я-образом», «Я-концепцией» либо отождествляется с ними. Отечественные ученые под самосознание понимают комплексное образование, состоящее из самоотношения, самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции, рефлексивности и играющее важную роль в становлении личности.
Младший школьной возраст представляет собой время, когда самосознание ребенка интенсивно развивается, складываются основы самоуважения, основанного на критичном оценивании себя, совершенствуется перспективность и рефлексивность самосознания. Главными факторами развития самосознания младших школьников являются семья и школа.
Самооценка как структурный компонент самосознания ребенка, определенная степень ее эмоционально-ценностного отношения к себе является постоянно действующим мотивационным фактором в процессе жизнедеятельности личности. У детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, более дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными. Важной составляющей самосознания является уровень притязаний. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. В младшем школьном возрасте уровень притязания зависит от успеха ребенка в учебной деятельности, а также от положения в системе отношений со сверстниками.
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – №305. – С. 149-151.
2. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
3. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2000. – С. 79-101.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1984. – Т.4. – 624 с.
5. Гангнус, Н.А. Система деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности / Н.А. Гангнус // Вестник развития науки и образования. – 2007. – №1. – С. 244-248.
6. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 99с.
7. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5–14.
8. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Смысл, 1984. – 310 с.
9. Кропачева, М.Н. Психологические особенности самоотношения младших школьников с ЗПР: автореф. дисс. канд. псих. наук: 19.00.10 / М.Н. Кропачева. – Нижний Новгород. – 2010. – 24 с.
10. Кулагина, И.Ю., Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности / И.Ю. Кулагина. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
11. Матюхина, М.В., Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
12. Намазбаева, Ж.И. Развитие личности учащегося вспомогательной школы: автореф. дисс. … докт. психол. наук / Ж.И. Назарбаева. – Москва. – 1986. – С. 21-23.
13. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136-137.
14. Пилипчук, Л.С. Особенности самосознания личности в раннем юношеском возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Л.С. Пилипчук. – Алматы. – 1999. – С. 47-48.
15. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 55 с.
16. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. – М.: Просвещение, 1994. – 364 с.
17. Савчин, М.В. Возрастная психология / M.В. Савчин, Л.П. Василенко. – М.: Академия, 2006. – 360 с.
18. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. – М.: Смысл, 1966. – 410 с.
19. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Академия, 1989. – 523 с.
20. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / В.В. Столин. – Москва. – 1985. – С. 11.
21. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чернокова. – М.: Смысл, 1977. – 456 с.