ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятия «игровые технологии» в современной педагогике
1.2 Возможности игровых технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников
1.3 Эффективность использования игровых технологий в обучении младших школьников на уроках «Человек и мир»
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР" В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Методы и средства применения игр на уроке «Человек и мир»
2.2 Фрагменты уроков с использованием игровых технологий в обучении младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.3 Изучение эффективности использования игровых технологий на уроках "Человек и мир" в начальных классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В практике работы педагогов с младшими школьниками на уроках «Человек и мир» достаточно много методов и приемов деятельности, однако их применение строго индивидуально. Игровые технологии всегда были в приоритете при обучении детей младшего школьного возраста.
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. В процессе формирования групп педагог учитывает уровень знаний и эрудированности учащихся, их интересы и психологические особенности. Учащиеся справляются с игровой задачей и в процессе достижения цели не только реализуют накопленные знания и делятся ими с окружающими, но и активно накапливают багаж новых знаний, умений и навыков. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Объект исследования – предмет "Человек и мир" в начальных классах.
Предмет исследования – использование игровых технологий на уроках "Человек и мир" в начальных классах.
Цель курсовой работы: изучить использование игровых технологий на уроках "Человек и мир" в начальных классах.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. описать понятия «игровые технологии» в современной педагогике;
2. представить возможности в активизации познавательной деятельности младших школьников;
3. представить эффективность использования игровых технологий в обучении младших школьников на уроках «Человек и мир»;
4. охарактеризовать методы и средства применения игр на уроке «Человек и мир»;
5. составить фрагменты уроков с использованием игровых технологий в обучении младших школьников на уроках «Человек и мир»;
6. изучить эффективность использования игровых технологий на уроках "Человек и мир" в начальных классах.
Методы исследования: анализ специально научно-методической литературы; наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятия «игровые технологии» в современной педагогике
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. набор (комбинация) любых компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приемы, действия, операции;
4. гарантия результата [8, с. 59-64].
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–50-х годов и было связано с использованием технических средств и программных инструкций в педагогическом процессе.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология», по мнению Г.К. Селевко [21], используется в трех ракурсах:
1) общепедагогический (общеобразовательный) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный) подход: определение используется в значении определенного метода, это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного школьного предмета или класса, а также описание деятельности учителя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
Педагогическая технология отвечает на вопрос "как учить?", и это более узкое понятие, чем методика, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью дидактики [17].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР" В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Методы и средства применения игр на уроке «Человек и мир»
Предмет «Человек и мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и информативный. Для учащихся важно научиться ориентироваться в быстром потоке информации, выделить главное, обобщить и сделать выводы.
Принятие информации именно на уроках «Человек и мир» представляет для детей наибольшую сложность. И чтобы интерес к предмету не угас, нужно сделать урок веселым, креативным. Это может быть достигнуто с помощью игровых технологий.
Игры, используемые на уроках «Человек и Мир», многогранны и разнообразны. Есть пять основных групп:
1) настольные игры
2) дидактические игры
3) подвижные игры
4) деловые игры
5) интеллектуальные игры
I. Настольные игры: пазлы, кроссворд, чайнворд и др. Характерной особенностью настольной игры является наличие правил игры, в которых задание игры внутренне закрыто. Решение игровой проблемы усложняет игру для определенного результата. Важнейшей особенностью настольной игры является развлечение, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В ней есть элемент соревнования (кто быстрее, кто больше, кто точнее и пр.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. На протяжении всей игры учащиеся получают знания, одновременно испытывая удовольствие. Социальная игра является одним из средств развития способностей учащихся, расширения их перспектив. Настольные игры проводятся индивидуально и во время групповой, коллективной работы. Они предоставляют другой подход к оценке знаний и способностей учащихся.
II. Дидактические игры.
Дидактические игры являются важным инструментом для повышения познавательной активности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроках, чтобы обобщить знания об определенных объектах и явлениях природы, сформировать конкретные элементарные представления о природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя школы.
Педагогическая игра отличается от обычной тем, что имеет четко поставленную цель обучения и соответствующие ей обоснованные педагогические результаты. Использование игровых форм обучения на начальной ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также из-за психофизиологических особенностей учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения учащихся младших классов.
Игровые технологии следует широко применять в процессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование игровых технологий может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Предмет «Человек и мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и информативный. Для учащихся важно научиться ориентироваться в быстром потоке информации, выделить главное, обобщить и сделать выводы.
Принятие информации именно на уроках «Человек и мир» представляет для детей наибольшую сложность. И чтобы интерес к предмету не угас, нужно сделать урок веселым, креативным. Это может быть достигнуто с помощью игровых технологий.
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
3. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия / Л.Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
5. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
6. Белинская, Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях / Т.В. Белинская // Химия в школе. 2003. – № 3. – С. 43-46.
7. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
10. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
11. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
12. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
13. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О.С. Газман, [и др.] – М.: Просвещение, 1988. – 160 c.
14. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
15. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
16. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
17. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
18. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
19. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
20. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках русского языка / Е.В. Ильченко. – М. : Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
21. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М. : Знание, 1989. – 80 с
22. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
23. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М. : Политиздат, 2001. – 383 с.
24. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
25. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004.
26. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
27. Павлова, Н.С. Обучающие игры на уроках химии / Н.С. Павлова //Химия в школе». – 2000. – №6. – С. 35-38.
28. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
31. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
32. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
33. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.
34. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
35. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
36. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.