ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Понятие нормативного семейного кризиса
1.2 Психологические особенности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.3 Особенности родительских установок и стилей воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кризис семьи относятся к числу наиболее важнейших и актуальных проблем современности. Каждая семья переживает период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи. Нормативные кризисы семьи влекут за собой ряд изменений во взаимоотношениях между членами семьи.
Полноценное развитие личности ребенка с раннего возраста требует создания благоприятных условий, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Отношения в семье между родителями, между родителем и ребенком продолжают оказывать свое влияние не только на протяжении детства, но и в дальнейшей взрослой жизни человека. Учеными отмечается как положительное, так и негативное влияние семьи на социализацию детей-инвалидов.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с многочисленными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Появление ребенка-инвалида является для семьи испытанием, так как у него имеются значительные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации по причине нарушения физического развития, его способностей к самообслуживанию, передвижения, контроля над собственным поведением.
Изучением проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными физическими возможностями, занимались такие ученые как Е.Г. Бабич, Е.И. Валитова, В.Д. Гаврина, С. В. Калинина, И.Ю. Левченко, А.А. Моисеева, Р.В. Овчарова, В.В. Ткачева, О.А. Федосеева, О.В. Югова и другие.
В последние десятилетия особое внимание уделяется изучение проблемы родительского отношения и семейного воспитания детей-инвалидов (Л.К. Фомина, О.В. Югова, Н.Г. Коррельская, Н.Ю. Корнева, О.А. Федосеева, И.Е. Валитова, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.).
Проблемой изучения семейных кризисов занимались В.А. Иванченко и В.В. Щепина, О.А. Карабанова, Н.И. Олифирович, Н.Х. Сафина и др.
Однако, проблема изучения кризиса в семье с детьми инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: изучить и выявить взаимосвязь особенностей взаимодействия родителей с детьми-инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и личностных особенностей родителей
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Понятие нормативного семейного кризиса
Проблемой изучения семейных кризисов занимались В.А. Иванченко и В.В. Щепина, О.А. Карабанова, Н.И. Олифирович, Н.Х. Сафина и многие другие. Понятие «кризис» (от греческого crisis – решение, поворотный пункт, исход) имеет несколько значений: это и переломный момент, и тяжелое переходное состояние, и состояние душевного расстройства [16, с. 149].
Кризис как явление осуществляется в рамках переломного события, которое представляет собой изменение в жизни, которое блокирует ключевые потребности личности, наделяемое субъективной значимостью. Такое событие, по мнению И.А. Ральникова, насыщено эмоциональными переживаниями и носит характер неопределенности, разрушая самоорганизацию личности [17, с. 168].
Кризис может проявляться в любой человеческой сфере, в том числе и в семейной. Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [7, с. 146].
Представитель системного подхода Дж. Хейли была первым, кто обратил внимание на то, что симптомы кризиса преимущественно возникают в точках перехода от одного этапа к другому. В такие периоды перед членами семьи встают новые задачи, которые предъявляют требования к существенной перестройке их взаимоотношений. Для перехода на следующую ступень своего развития, семья должна совершить некоторых изменения, адаптироваться к текущей ситуации. Именно в кризисные моменты способы достижения целей, которые ранее использовались в семье, теперь не являются эффективными для удовлетворения новых потребностей, которые возникают у членов семьи в кризисный период [13, с. 32].
Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Именно с жизненным циклом
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи особенностей взаимодействия родителей с детьми-инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и личностных особенностей родителей был проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе ГУ «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 40 матерей, имеющих детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте 10-12 лет.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей взаимодействия родителей с детьми-инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и личностных особенностей родителей с помощью тестирования;
3) математико-статистическая обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует связь между особенностями взаимодействия родителей с детьми-инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и личностными особенностями родителей.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева).
Назначение: изучение личностных особенностей родителей, имеющих ребенка с ограниченными физическими возможностями.
Анкета включает 21 утверждение, которые позволяют дифференцировать свойства личности родителей. С помощью анкеты можно выявить 3 типа родителей: 1) психосоматический тип; 2) невротичный тип; 3) авторитарный тип родителя. Анкета «Психологический тип родителя» дает возможность определить психологический тип родителя путем подсчета баллов. Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что нормативный семейный кризис – это переходное состояние семейной системы, обусловленное специфическими особенностями жизненного цикла семьи. Нормативные семейные кризисы переживаются каждой семьей и направлены на разрешение противоречий между новыми задачами, которые встают перед семьей и предыдущим характером взаимодействия и общения между членами семьи. Каждый переход перед семьей предъявляет особые требования в виде новых целей и задач, требующих структурно-функциональной перестройки различных сторон семейной системы. Нормативный кризис может привести как к сплочению семьи, так и разрыву отношение между членами семьи.
У родителей, воспитывающих детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается наличие психологического стресса и неконструктивного совладающего поведения, отсутствие навыков нахождения ресурсов для преодоления нервно-психического напряжения и стресса. В зависимости от психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями, выделяются три группы родителей: психосоматичные, невротичные и авторитарные. Родители авторитарного типа, принявшие дефект ребенка, характеризуются стремлением преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, облегчать его жизнь; умением преодолевать преграды на своем пути и уверенностью в положительном исходе их действий. Родители невротического типа характеризуются пассивной личностной позицией; они принимают проблему, но не проявляют стремление к ее преодолению. Родители психосоматичного типа направляют все свои усилия на оказание помощи ребенку, склонны к гиперопеке, стремлению найти лучших специалистов, активно включаются в жизнь ребенка.
Реакции принятия или отрицания дефекта ребенка-инвалида, скрытое или открытое эмоциональное отвержение, возникшие еще с рождением, закрепляются в виде родительских установок. В семьях, имеющих детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, преимущественно отмечается применение деструктивных стилей семейного воспитания, которые могут явиться фактором его социальной дезадаптации (гиперопека, симбиоз, гипоопека, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», жестокое обращение, склонность к его инфантилизации). Деструктивные стили воспитания способствует формированию у него поведенческих отклонений, а также закреплению неадекватных форм взаимодействия с окружающими людьми, внешним миром в целом.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
2. Баранова, Е.В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе / Е.В. Баранова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 110-113.
3. Болдина, М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. – 2006. – № 2. – С. 84-90.
4. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
5. Елиашвили, М.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Н. Елиашвили. – Москва, 2012. – 19 с.
6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
7. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
8. Коррельская, Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Коррельская. – М.: Советский спорт, 2003. – 232 с.
9. Кухтина, Э.И. Качество жизни детей-инвалидов с детским церебральным параличом: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09 – Э.И. Кухтина. – Уфа, 2006. – 18 с.
10. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
11. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь,. 2005. – 150 с.
12. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 2003. – 430 с.
13. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
14. Осипова, Н.А. Психологические особенности супружеских отношений в период кризиса молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.А. Осипова. – М.: Московский гуманитарный ун-т, 2005. – 21 с.
15. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
16. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
17. Ральникова, И.А. Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути / И.А. Ральникова // Мир науки, культура и образования. – 2010. – № 1. – С. 167–169.
18. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2002. – 314 с.
19. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1981. – С. 38-45.
20. Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. – М.: Просвещение. 2008. – 305 с.
21. Фомина, Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815-816.
22. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.
23. Чернышева, Н.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Чернышева, Е.С. Фоминых // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – № 3 (4). – С. 237-240.
24. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. − СПб.: Питер, 1999. – 520 с.