ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие «готовность» к рождению ребенка: психологический аспект
1.2. Особенности психологической готовности к родительству
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С БУДУЩИМ РЕБЕНКОМ У МАТЕРИ И ОТЦА
2.1. Формирование психологической готовности к рождению ребенка у матери
2.2 Формирование психологической готовности к рождению ребенка у отца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Беременность – счастье, если рождение ребёнка желанно и заранее спланировано. Крепкую семью можно создать только на фундаменте глубокой любви и взаимной поддержки. Появление на свет нового человека сопровождается многими хлопотами и большими материальными затратами. Поэтому к беременности должна быть готова не только женщина, но и мужчина, на которого будет возложена важная роль – отцовства.
Рождение ребенка – это одно из самых важных, если не самое главное событие в жизни семьи. В мир приходит малыш, о котором нужно соответствующим образом позаботиться.
Появление ребенка в семье — это самый важный момент в процессе формирования семьи. Почему формирования? Потому что двух человек «семьей» особо не назовешь
Но для полноценной жизни семьи, в первую очередь ребенка, важно быть готовыми к серьезному шагу стать отцом (матерью). Ребенок должен быть желанным и долгожданным для обоих родителей, только тогда он будет счастливым.
Актуальность. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями. Переход мужчины к состоянию отцовства, а женщины к материнству, т. е. рождения у них первого ребенка - значимое событие в их жизни, прежде всего семейной жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителями не всегда совпадает с психологической готовностью к выполнению этой роли. Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов молодой семьи в научном плане, до сих пор остается открытой.
Анализ психолого-педагогической литературы, различных тематических монографий, тематики кандидатских и докторских
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие «готовность» к рождению ребенка: психологический аспект
Рождение маленького чуда всегда несет с собой огромные перемены в жизни как женщины, так и мужчины. Природа позаботилась о том, чтобы у каждого было время привыкнуть к роли матери к роли отца в процессе вынашивания малыша.
Психологическая подготовка к рождению происходит на протяжении всего периода беременности женщины. Ведь беременность и роды – это серьёзное испытание отношений, чувств между мужчиной и женщиной.
В данном вопросе необходимо разбираться с психологической точки зрения. Необходимо рассматривать готовность мужчины и женщины к появлению ребенка по отдельности.
Как мужчине, так и женщине необходима психологическая помощь, т.к. зачастую у будущих родителей возникает множество разных вопросов, главным из которых является следующий: "Готовы ли мы?"... На этом фоне появляется страх быть родителями, а этого быть не должно, ведь ответственность за рождение и воспитание будущего ребенка должны нести оба – и мать, и отец. Вот почему нужно готовиться к беременности и к появлению на свет ребенка.
Решение произвести на свет нового человека должно быть обдуманным и взвешенным. В отношениях между мужчиной и женщиной должна быть гармония, и прежде всего искреннее желание быть отцом и матерью.
Если рассматривать данный вопрос с точки зрения психологии, то необходимо в первую очередь изучать такое явление, как психологическая готовность мужчины и женщины к появлению и взаимодействию с будущим ребенком. Это сложное многогранное, многоаспектное, интегративное понятие и, чтобы разобраться в его сущности, мы в рамках данной курсовой
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С БУДУЩИМ РЕБЕНКОМ У МАТЕРИ И ОТЦА
2.1. Формирование психологической готовности к рождению ребенка у матери
По мнению С.Ю. Мещеряковой, психологическая готовность к материнству – это специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку [25, с. 14.]. Ю.Е. Скромная отмечает, что материнство и субъективная психологическая готовность к нему представляют собой результат интериоризации общественных представлений и определяются конкретно- средовыми и социально-психологическими условиями жизни и развития женщины [35, с. 79.].
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование.
Г.Г. Филиппова отмечает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов [38, с. 43.].
Соответственно, уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью. В проведенных психологических исследованиях подтвержден тот факт, что развитие определенного типа готовности к материнству в юношеском возрасте детерминируется целым рядом как основных, так и дополнительных факторов: биологических, социальных и психологических. Причем, данные факторы носят стихийный характер и зачастую не поддаются контролю.
Д.В. Винникот подчеркивает, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О психологической готовности к появлению ребенка можно писать очень много. Огромное множество обыденных статей встречается на сайтах и форумах, в популярных журналах для будущих мам, где беременные женщины делятся опытом. А вот, что касается научных статей белорусских исследователей по данной тематике, то таких отнюдь очень мало.
В курсовой работе мы постарались рассмотреть основные понятия «готовности» к рождению ребенка с психологической точки зрения, особенности психологической готовности к родительству, а также изучили как у мужчины, так и у женщины формируется психологическая готовность к рождению ребенка.
Беременность – совершенно особый период в жизни мужчины и женщины. Мужчине, скорее всего, очень сложно психологически быть готовым к новому статусу - отцовство. Готовность к появлению будущего ребенка у мужчины и у женщины совершенно разная. Стоит отметить, что женщины, которые планируют свою беременность, оказываются намного подготовленнее психологически, ежели мужчина, а иногда бывает и наоборот.
Но не каждый мужчина, как оказывается, готов становиться отцом и готовиться к появлению ребенка. Мужчины чаще оказываются не готовыми к беременности их женщины, даже несмотря на то, что и настаивали на том, чтобы у них появился ребенок.
Поэтому и необходимо заранее готовиться к новой роли – роли отца и роли матери (родительству).
Следует отметить, что сформировать психологическую готовность и помощь в данном вопросе могут оказать грамотные специалисты, которые работают в различных школах, центрах сознательного материнства и отцовства [29, с. 15.].
Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком имеет свои особенности для разных
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – Санкт – Петербург : Речь, 2005. – 435 с.
2. Андриянова, Е.А. Готовность к роли матери: медико-социологический анализ / Е.А. Андриянова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – № 4 / том 11. – 2011. – С. 5 – 12.
3. Архиреева, Т.В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород, 2014. – С. 549 – 564.
4. Белановская, О.В. Представления о родительстве и готовность к материнству у молодых женщин / О.В. Белановская // Перинатальная психология и психология родительства: ежеквартальный научно-практический журнал / Ред. Г.Г. Филиппова. – 2009. – № 4. – С. 15–19.
5. Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: диссертация / Л.И. Бершедова; канд. псих. наук. – Москва, 1999. – 214 с.
6. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства: монография / Ю.В. Борисенко. – Москва – Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. – 220 с.
7. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: диссертация канд.психол.наук: 19.00.01 : Москва, 1986. – 206 с.
8. Горленко, В.П. Семьеведение. Основы родительства: практическое руководство для студентов / В.П. Горленко. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 49 с.
9. Гурьева, А.С. Формирование психологической готовности мужчин к отцовству [Электронный ресурс]/ А.С. Гурьева. – Режим доступа : http://studydoc.ru/doc/1026939/gur._eva.-a.s.-formirovanie-psihologicheskoj-gotovnosti. – Дата доступа : 10.05.2016.
10. Гурьянова, Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: диссертация / Т.А. Гурьянова; канд. психол. наук. – Барнаул, 2004. – С. 48.
11. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально – психологический аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск : ВГУ, 2005. – 104 с.
12. Демчук, Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: автореферат диссертации / Н.А. Демчук. – Курган : КГУ, 2006. – 24 с.
13. Евсеенкова, Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности: диссертация канд.психол.наук / Ю.В. Евсеенкова. – Новосибирск, 2006. – 243 с.
14. Захарук, Н.С. К вопросу формирования позитивной направленности на материнство у современных студенток / Н.С. Захарук // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. статей / Республиканский институт профессионального образования; редкол.: О.С. Попова (отв. ред) [и др.]; под общ. ред. Е.Л. Касьяник; Вып. 4. – Ч. 2. – Минск : РИПО, 2014. – С. 12 – 15.
15. Ивлева, В.В. Семейная психология / В.В. Ивлева. – Минск : Современная школа, 2006. – 352 с.
16. Игнатова, О.В. Семейное воспитание как фактор развития готовности к отцовству у старшеклассников: автореф. дис.канд.психол.наук / О.В. Игнатова. – Москва, 2011. – 21 с.
17. Кириленко, И.Н. Детско – родительские отношения: гендерный и этнический модусы: монография / И.Н. Кириленко. – Москва : КРЕДО, 2015. – 212 с.
18. Кон, И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе / И.С. Кон // Советская этнография. – 1987. – № 6. – С. 26 – 33.
19. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Педагогика. – 2005. – № 9. – С. 13 – 15.
20. Крикуненко, Л.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации / Л.Ю. Крикуненко, В.А. Куташов, Т.Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 698 – 701.
21. Кузьмина, В.М. Формирование зрелой материнской позиции / В.М. Кузьмина // Электронный научный журнал "Социология и политология". – 2012. – Выпуск 1(1). - Июль – Сентябрь. – С. 6 – 9.
22. Куликова, В.В. Психология семьи и семейное консультирование: методические рекомендации / В.В. Куликова. – Могилев : УО “МГУ им. А. А. Кулешова”, 2012. – 34 с.
23. Кульчицкая, Р.Ю. Психологические характеристики отцовства / Р.Ю. Кульчицкая, Е.В. Воробьёва // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – № 2. – 2013. – С. 121 – 131.
24. Малисова, И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности / И.Ю. Малисова // Психологический журнал. – 1994. – Т.14. – №4. С. 94 – 102.
25. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18 – 27.
26. Немировская, Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери / Ю.В. Немировская // Вестник Сарат. гос. техн. ун-та. – 2007. – № 1. – С. 215 – 219.
27. Николаева, Е.И. Психология семьи: учебник / Е.И. Николаева. – Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. – 336 с.
28. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – Москва : МПСИ, 2006. – 496 с.
29. Овчинникова, О.П. Социально – психологическая помощь молодой семье, ждущей рождения ребенка / О.П. Овчинникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 7 (22). – С. 13 – 17.
30. Осипов, Е.Д. Педагогика семьи: пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е.Д. Осипов; под ред. А.Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2008. – 157 с.
31. Плескачева, Н.М. Формирование родительства и факторы его определяющие / Н.М. Плескачева // Психология. – 2007. – № 3. – С. 10 – 13.
32. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 7 – 11.
33. Руднева, Т.И. Контекст понятийного аппарата профессиональной педагогики / Т.И. Руднева // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее: Материалы 6 Международной научно-практической конференции 27-28апреля 2004года. – Самара : СФ МГПУ. – 2004. – 364 с.
34. Сергиенко, И.И. Особенности психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье / И.И. Сергиенко // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 494 – 498.
35. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: диссертация / Ю.Е. Скоромная; канд. псих. наук. – Москва, 2006. – С. 72.
36. Уланова, Е.Н. Материнские установки в семье / Е.Н. Уланова // Перинатальная психология. – 2008. – № 4. – С. 61.
37. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – №5. – С. 66 – 71.
38. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. – 240 с.
39. Филиппова, Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе / Г.Г. Филиппова // Психология сегодня. – 1996. – Вып. 3. – С. 36 – 38.
40. Чечет, В.В. Семья: формирование позитивного родительства / В.В. Чечет // Пралеска. – 2003. – № 2. – С. 50 – 53.
41. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – Москва : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.