ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей. Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Распространение благотворительной деятельности в современном обществе рождает потребность в её изучении в рамках социальной психологии. С изменением отношения к благотворительности в государстве изменяется степень и качество освещения данного вопроса. Однако эта проблема не разработана ни зарубежной ни отечественной социальной психологией. Изучение социально-психологической сущности благотворительности придаст новые возможности для изучения психологических и социальных процессов в обществе.
Если вопрос просоциального поведения и альтруистических действий в повседневной жизни довольно широко освещён в «практичной» зарубежной, а особенно американской социальной психологии, то вот более специальный вопрос благотворительности не изучен до настоящего времени ни на теоретическом ни на практическом уровне.
Явление благотворительности в значительной мере характеризует любое общество, нацию, государство, их экономическое, социальное, духовно-нравственное состояние, степень зрелости гражданского общества и многие другие характеристики цивилизационного развития. Именно поэтому явление благотворительности в самых различных формах в конкретных исторических условиях заслуживает всесторонней историко-социологической рефлексии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Понятие и сущность благотворительности
Повышение благосостояния населения, качества и уровня его жизни – ключевая проблема государственной политики и одна из главных целей развития нашей страны. Благосостояние населения служит показателем удовлетворенности людей своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов, выражаемых через индикаторы уровня и качества жизни [2, с. 5].
Уровень и качество жизни являются количественной и качественной оценкой жизни общества, отдельных его групп и индивидов. Эти два критерия взаимосвязаны; они представляют оценку жизни общества с разных точек зрения. Качество жизни характеризует развитость личности, социальных групп и общества в целом и уровень реализации способностей людей, обусловленных удовлетворением всего комплекса их потребностей и интересов [2, с. 8]. Наблюдается перемещение приоритетов в социуме с удовлетворения физических потребностей на реализацию социальных, интеллектуальных и духовных устремлений, что непосредственно характеризует развитие личности и институтов гражданского общества, а это, в свою очередь, – рост качества жизни.
Государство является важным институтом, которому принадлежит приоритетное место в формировании условий, способствующих росту качества жизни. Предполагается, что деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, но в силу как объективных, так и субъективных причин это не всегда возможно. Поэтому на защиту интересов отдельных групп людей встают семья, профсоюзы, политические партии, трудовые коллективы.
Термин «благотворительность» в России впервые был использован историком Н.М. Карамзиным в XVIII в. как буквальный перевод французского слова «bienfaisance» – добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. В России до появления этого термина такая деятельность обозначалась древнерусским словом «призрение», в семантику которого органично входили древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети, напоити, увещевати, болезновати, прощати и т.п. [10].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
С целью изучения отношения к благотворительности было проведено исследование. Исследование проводилось среди 2 групп – студентов в возрасте 18-23 лет и пожилых людей в возрасте 60-65 лет. Всего было опрошено 40 человек.
В ходе исследования изучалось отношение людей к благотворительности, факторы, мотивирующие людей заниматься благотворительностью, а также был описан личный опыт участия в благотворительности и намерение участвовать в будущем.
В ходе исследования была разработана анкета (Приложение 1).
При обработке результатов исследования были получены следующие сведения.
Подавляющее большинство опрошенных 2 групп знают, что такое благотворительность: положительно на этот вопрос ответили 75% опрошенной молодежи и 80% лиц пожилого возраста.
О желании участвовать в благотворительных проектах сообщили 60% опрошенных студентов и 45% лиц пожилого возраста (рис. 2.1.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества.
Исходя из вышеизложенного, и по результатам проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы.
Благотворительность в современном обществе чаще всего рассматривается как нравственный принцип формирования системы социальной политики. В современной науке нет единого подхода к трактованию данного понятия, однако общим посылом данного понятия является рассмотрение благотворительности как оказания безвозмездной помощи.
В Республике Беларусь благотворительная деятельность на законодательном уровне четко не обозначена: законодательство, регулирующее благотворительную и волонтерскую деятельность, представлено разрозненными нормативными актами.
Благодаря благотворительности решаются две важные социальные функции: функция сохранения и воспроизводства общества и функция развития общества, к которой относится поддержка социально перспективных инициатив и начинаний, даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.
Благотворительное движение можно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень составляют отдельные движения как таковые, имеющие перед собой целью борьбу с конкретной проблемой в конкретной социальной структуре. Второй уровень составляет феномен благотворительного движения как отображение развития общества и общественного сознания.
С точки зрения содержания благотворительности, выделяют три ее формы: частная (меценатство), общественная и церковная. Существует большое количество разнообразных форм и методов благотворительной помощи, которыми благотворительные организации и благополучатели могут пользоваться при осуществлении благотворительной деятельности.
Благотворительность необходима для того, чтобы снизить социальное напряжение в обществе и смягчить назревшие социальные проблемы. Однако она играет и большую роль в деле духовно-нравственного воспитания, особенно молодежи.
1. Алексеева, О.П. История доверия в недоверительные времена / О.П. Алексеева. – М. : Эксмо, 2008. –236 с.
2. Алтынцева, Е.Н. Благотворительность и милосердие в социальной работе : учебно-методический комплекс / Е.Н. Алтынцева, Н.А. Чабарова. –Минск : БГПУ, 2014. – 75 с.
3. Алтынцева, Е.Н. Волонтерское движение: взаимодействие с детьми- сиротами : учеб.-метод. пособие / Е.Н. Алтынцева, О.В. Косточкина ; Белорус, гос. пед. ун-т. - Молодечно : Победа, 2007. - 100 с.
4. Апресян, Р.Г. Дилеммы благотворительности / Р.Г. Апресян // Общественные науки и современность, 1997. – № 6. – С. 400–409.
5. Белокрыльцева, А. Благотворительность: основные понятия / А. Белокрыльцева // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 14. – С. 29–30.
6. Вейс, О.А. Сбор частных пожертвований, или Как копейка рубль бережет / О.А. Вейс. – Самара : Офорт, 2008. - 89 с.
7. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов. –М. : Центр-полиграф, 2001. – 443 с.
8. Волонтерский менеджмент. Пособие для сотрудников и молодежных лидеров Белорусского общества Красного Креста по организации работы волонтеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kdobru.ru/materials/Волонтерский%20менеджмент.pdf/ – Дата доступа: 12.03.2017.
9. Дорохова, Т.С. Благотворительность как социально-педагогическое явление / Т.С, Дорохова, Л.В. Устюжанина // Ценности и смыслы. – 2015. – №1 (35). – С. 32-37.
10. Задорин, И.В. Доверие общества к институту благотворительности в России в цифрах и фактах / И.В. Задорин [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm. – Дата доступа: 03.03.2017.
11. Костина, Е.Ю. История социальной работы : учебное пособие / Е.Ю. Костина. – Владивосток, 2003. – 120 с.
12. Край, Г. Психология развития / Г. Край, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
13. Лири, Т. История Будущего / Т. Лири ; пер. с англ. – К. : Янус, 2001. – 304 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2003. – 752 с.
15. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. – СПб. : Питер, 2001. – 368 с.
16. Организация волонтерской работы в вузе / Г. В. Гатальская [и др.] ; Учреждение образования "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины", Кафедра социальной и педагогической психологии. – Гомель : ГГУ, 2007. – 259 с.
17. Петрова, А.В. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие: теория и история процесса : автореф. дис. … канд. соц. наук / А.В. Петрова. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
18. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб. : Питер, 2004. – 767 с.
19. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. – М. : Политиздат, 1968. – 432 с.
20. Философский словарь.– Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 562 с.
21. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
22. Штрейс, В.А. Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ / В.А. Штрейс // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – №132. – С. 81-85.
23. Юндина, М.А. Привлечение средств из местных источников. Сбор частных пожертвований / М.А. Юндина, А.В. Зотова. – Ставрополь, 2001. – 38 с.