ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности пожилых людей
1.2 Проблемы пожилых людей
1.3 Геронтологические теории адаптации пожилых людей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГУ «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
2.3 Рекомендации по усовершенствованию социально-психологической адаптации пожилых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Д.Л. Дьюлла «Склонность к одиночеству»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол результатов «Склонность к одиночеству» в ЭГ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Протокол результатов «Склонность к одиночеству» в КГ
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Протокол по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
ВВЕДЕНИЕ
По мнению Е.И. Холостовой, «социальная адаптация – это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации» [4, с. 15].
Социальная адаптация как важное явление в жизнедеятельности человека, претерпевает существенные изменения по мере старения, которое представляет собой совокупность биологических процессов, происходящих в системах и органах организма в связи с возрастом.
Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе» [16, с. 91]. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке» [3, с. 41]. Изучая проблемы социальной адаптации пожилых людей к новым условиям при помощи личностно-ролевого подхода, М. Д. Александрова предположила, что социальная адаптация лиц старшей возрастной группы заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера.
Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактически вне внимания исследователей даже на понятийном уровне» [16, с. 99].
Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение стариков в экономически нестабильных регионах. Как правило, слова «старость и пожилые люди» несут на себе негативное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.
Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости,
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности пожилых людей
Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в «контроле самоопределения» и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий их жизни.
Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы. Трудности в определении связанны, прежде всего, с тем, что старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже. Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.
Афанасьева Т.С. в своей работе «Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту как средства социальной адаптации личности» определила, что доля «пожилых людей в большинстве европейских стран уже колеблется в районе 20% от общего числа населения, а в ряде стран даже перешагнула этот порог. Все это делает актуальной проблему адаптации человека к пожилому возрасту» [4, с. 6].
Проблема адаптации к пожилому возрасту может рассматриваться в 3 аспектах: адаптация к людям пожилого возраста как аутгруппе, адаптация к
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГУ «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА»
2.1 Организация и методы исследования
Изучение особенностей социально-психологической адаптации пожилых людей проводилось на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района г.Минска».
Цель исследования – определение особенностей социально-психологической адаптации пожилых людей.
Для ее реализации цели были определены следующие этапы работы:
Подготовительный этап – подобрать выборку участников исследования;
Основной этап – провести исследование, направленное на изучение «склонности к одиночеству» и уровня социально-психологической адаптации одиноких пожилых людей;
Заключительный этап – обработать результаты, сделать выводы.
Для проведения исследования использовались следующие методики: методика «Склонность к одиночеству» (Приложение 1) [3, с. 93] и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (Приложение 2) [3, с. 114].
В исследовании было задействовано 60 пожилых людей в возрасте от 59 до 86 лет. Для реализации задачи исследования было создано две группы испытуемых.
Одна группа (экспериментальная), в которую вошли 30 одиноко проживающих пожилых людей, состоящие на обслуживании в ТЦСО.
Другая группа (контрольная), участниками которой стали 30 пожилых людей, проживающих с супругом (супругой), а также пожилые люди, проживающие в семьях детей, родственников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы и других источников по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса – и в филогенетическом (в сравнении с прежними обществами), и в онтогенетическом (сравнительно с прежними возрастными периодами жизни индивида) ракурсах.
В современном обществе заметно влияние геронтофобных установок по отношению к старости и пожилым людям на уровне обыденного сознания. Из негативных оценок старости следует вывод о том, что не стоит продлевать старость, тягостную как для индивида, так и для общества.
Выделяют несколько геронтологических теорий адаптации пожилых людей: теория освобождения; теория активности; теория меньшинств; теория субкультуры; теория возрастной стратификации.
Анализ полученных эмпирических данных исследования социально-психологической адаптации пожилых людей позволил сделать следующие выводы:
Большинство пожилых людей, не зависимо от того, живут ли они одни или проживают с родственниками, не склонны к переживанию одиночества.
Показатели уровней субъективного переживания одиночества и показатели социально-психологической адаптации у проживающих в семьях и не посещающих ТЦСО пожилых людей отличны от показателей, полученных у пожилых, посещающих отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и имеют статистически достоверные различия.