ВВЕДЕНИЕ
Тема лояльности персонала находится на стыке интересов социальной психологии, экономической психологии.
Проблема лояльности интересует как зарубежных, так и отечественных специалистов в области бизнеса и психологии. Лояльность персонала привлекала внимание специалистов как сопутствующая проблема при изучении феномена лидерства, стилей руководства и формирования высокоэффективных команд, управления производственными конфликтами. Как показывает статистика, изучением лояльности занимаются тогда, когда интересуются механизмом связи «руководитель - персонал».
Необходимость изучения проблемы лояльности обусловлена, во-первых, тем, что данное качество является условием формирования высокой профессиональной мотивации, влияющей на все стороны деятельности. Лояльные сотрудники готовы мириться с временными трудностями организации. Такие сотрудники дорожат своим рабочим местом именно на этом предприятии. Только лояльные сотрудники готовы творчески подходить к решению возникающих проблем, брать на себя ответственность, прикладывать все усилия для достижения целей предприятия. Лояльный персонал использует все ресурсы и резервы для достижения максимальных результатов работы. Во-вторых, лояльность является важным условием безопасности предприятия.
Цель данной работы – раскрытие особенностей формирования лояльности молодого специалиста.
Задачи:
1) выявить особенности понятия лояльности персонала;
2) определить факторы формирования лояльности персонала;
3) выявить особенности формирования лояльности молодого специалиста.
Объект исследования – психология лояльности.
1.1. Понятие лояльности персонала
Говоря о лояльности персонала, необходимо дать определение данных понятий.
Существует несколько точек зрения на понятие лояльности в целом и лояльности персонала в частности. П.В. Журавлев рассматривает лояльность сотрудников как доброжелательность, приветливость, честность, верность, доступность как в отношении организации в целом, так и в отношении других сотрудников, соблюдение правил, законов, отказ от предосудительных и недоброжелательных действий [9, с. 3].
В современном понимании «лояльный» человек – это тот, кто честно, добросовестно, корректно относится к кому-или чему-нибудь. Данное слово имеет французское происхождение. Его этимология восходит к старо-французскому “loialte”, корень которого в свою очередь происходит от латинского “lex”, что значит «закон». Исторически, лояльность индивида означала его преданное служение феодалу, монарху, государству или другому институту власти в обмен на легитимизацию собственного существования [16, с. 269].
В самом общем смысле, лояльность трактуется как чувство преданности и позитивного настроя по отношению к кому, чему-либо. Лояльность выражается в желании работать эффективнее, стремлении соответствовать принципам компании, активно содействовать достижению её целей. Поэтому руководство предприятий, нацеленное на успешную деятельность в долгосрочном периоде, задумывается о программе формирования лояльности персонала как о ключевом моменте кадровой политики.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
2.1. Организация и методика исследования
В целях изучения формирования лояльности молодого специалиста было проведено исследование. Базой исследования стало ООО «Солод» (г. Минск). В исследовании приняли участие 10 сотрудников, работающих в организации менее года.
Цель исследования: установить факторы, влияющие на формирование лояльности молодого специалиста.
Методики исследования:
1. Анкета
2. Тест «Каков ваш стиль разрешения конфликтных ситуаций».
3. Тест «Конфликтная личность»
Для определения лояльности сотрудников была предложена анкета, которая включала следующие вопросы.
1. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации? (Отметьте только один вариант)
Куратор
Непосредственный руководитель
Коллеги по работе
Другое_________________________
2. С какими из перечисленных проблем Вам приходилось сталкиваться? (Отметьте все необходимое)
Взаимоотношения с коллегами
Содержание профессиональной деятельности
Взаимоотношения с руководителем
Уровень заработной платы
Другое_________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы лояльности являются чрезвычайно важными всовременной теории и практике управления. Лояльность работников рассматривается как один из важнейших ресурсов компаний, условие успешности ее бизнес деятельности, т.к. приверженность персонала своим организациям оказывает позитивное влияние на экономическую эффективность предприятий, повышает их конкурентоспособность. Формирование лояльности к предприятию, организации необходимо начинать уже у молодых специалистов, пришедших в организацию.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Лояльность трактуется как чувство преданности и позитивного настроя по отношению к кому, чему-либо. Часто лояльность рассматривается как социально-психологическая установка: эмоциональное отношение работника к организации, определяющее связь с ней и желание оставаться ее членом, готовность служить целям данной организации и упорно трудиться в ее интересах. Лояльность выражается в желании работать эффективнее, стремлении соответствовать принципам компании, активно содействовать достижению её целей. Поэтому руководство предприятий, нацеленное на успешную деятельность в долгосрочном периоде, задумывается о программе формирования лояльности персонала как о ключевом моменте кадровой политики. Лояльность сотрудников формируется на основе корпоративной культуры, принципов морали, требований профессии и существующих систем ценностей.
Материальное стимулирование при формировании лояльности остается важным фактором, но не всегда определяющим. Многие сотрудники сохраняют высокий уровень лояльности организации при минимальном уровне материального стимулирования.
Таким образом, можно отметить, что в данной организации уровень лояльности молодых специалистов достаточно высокий, а уровень
1. Банковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Банковский. – М. : Флинта, 2002. – 648 с.
2. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности: монография / Г.Л. Бардиер. – СПб. : Вече, 2005. – 240 с.
3. Барков, С.А. Социология организаций / С.А. Барков. – М. : МГУ, 2004. – 210 с.
4. Винокуров, Ф.Н. Социально-психологические механизмы потребительской лояльности : дис. …канд. псих. наук : 19.00.05 / В.Н. Винокуров. – 147 с.
5. Дейнека, О.С. Экономическая психология / О.С. Дейнека. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун- та, 2000. — 160 с.
6. Доминяк, В.И. Лояльность персонала как социально-психологическая установка / В.И. Доминяк // Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения-2000") / под ред. А.А.Крылова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун- та университета, 2000. – С. 22–23.
7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2000. – 320 с.
8. Жолобова, Е. Компании ищут путь к сердцу сотрудников через их семьи / Е. Жолобова // Деловой Квартал. – 2007. – № 13. – С. 32.
9. Журавлев, А.Л. Об актуальности исследований в области экономической психологии / А.Л. Журавлев // Проблемы экономической психологии. Том 2. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – С. 3- 14.
10. Журавлев, П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран : учеб. пособие по спец. «Экономика труда» / П.В. Журавлев. – М. : Экзамен, 2002. – 160 с.
11. Козлова, Л.А. Построение гибкой системы стимулирования в условиях внедрения изменений в организации / Л.А. Козлова // Справочник по управлению персоналом. – 2002. – № 8. – С. 12-16.
12. Липатов, С.А. Проблема организационной приверженности и идентификации с точки зрения социальной психологии / С.А. Липатов // Мир психологии. – 2004. – № 2.–С. 142-148.
13. Милешкина, Ю.Ю. Представления о лояльности сотрудников коммерческих организаций / Ю.Ю. Милешкина. – СПб. : Санкт-Петербургский государственныйуниверситет, 2002. – 180 с.
14. Олемской, М.В. Трудовые конфликты в организации и пути их разрешения : автореф. дис... канд. эконом. наук : 08.00.05 / М.В. Олемский. – Воронеж, 2007. – 14 с.
15. Скрипкина, Т.П. Психология доверия : учебное пособие / Т.П. Скрипкина. – М. : Академия, 2000. – C. 85.
16. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. М. : Астрель, 2000. – 4 т.
17. Харский, К.В. Любого человека можно сделать лояльным / К.В. Харский // Отдел кадров. – 2004. – № 11. – С. 98-101.