Актуальность темы исследования. Социально-экономические, политические, культурные преобразования в современном обществе сместили акцент с общественного на индивидуальное, на инициативу и активность личности, на саморегуляцию всех субъектов социальной жизни. Противоречивость, нелинейность общественного развития, непредсказуемость многих социальных явлений вызывают все возрастающую потребность в инициативных лидерах, способных самостоятельно, творчески действовать в меняющейся нестабильной обстановке. Особенно сложно самоопределиться в постоянно изменяющимся мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Подростки, способные вести за собой сверстников (лидеры, актив, организаторы) вызывают повышенный интерес ученых-психологов также в связи с необходимостью изучения вопросов личности, жизнедеятельности и социального общения (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, А.С. Залужный, С.О. Лозинский и другие).
Лидерство как социальное явление характерно для любой организованной группы, объединенной какой-либо целью. В связи с этим вопрос лидерства всегда привлекал к себе внимание исследователей и в отечественной, и в зарубежной психологической науке.
Важность изучения лидерства во многом обуславливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство, по мнению педагогов Б.З. Вульфова, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгина, создает также социально-психологические условия, способствующие успешной социализации личности ребенка. Еще большее воздействие лидерство оказывает на группу.
Так, многие исследователи рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы в целом (Р.Л. Кричевский, А.С. Чернышев, Л.И. Уманский).
В психологической науке накоплен обширный теоретический материал по проблеме лидерства, изучены многие аспекты этого вопроса. В то же время теоретический анализ проблемы лидерства в психологии показывает, что недостаточно внимания уделяется исследователями подростковой группе, что обусловливает актуальность выбора темы нашего исследования: «Социально-психологические особенности роли лидера в подростковой среде».
В настоящее время не существует единого определения понятия «лидерство».
В отечественной и зарубежной литературе лидерство рассматривается здесь как сложное, многоплановое явление, которое определяется как феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы или отдельных ее членов [12, 690].
За рубежом лидерство определяется следующим образом:
1. Лидерство как центр групповых процессов, а лидер – центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений. Хронологически это определение является наиболее ранним.
2. Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов и лидерство как искусство добиваться подчинения. Такое понимание лидерства подразумевает проявление силы личности, комбинацию черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи.
3. Лидерство как осуществление влияния, которое оказывается на выбор целей и стратегий организации, их реализацию, на сохранение группы и организационную культуру, на последователей [18, с. 40].
4. Лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели и целей.
Новое направление в современной психологии лидерства связано с работами Т.В. Бендас, предложившей оригинальную концепцию. Она считает, что личность лидера формируется под влиянием трех факторов: этнического, индивидного и ситуационного. В результате их взаимодействия формируется определенная модель лидерства: кооперативная, конкурентная, маскулинная (феминная) или их сочетание [3, с. 64].
Так, Т.В. Бендас установила, что лидерские задачи, которые связаны с взаимоотношениями между людьми наиболее эффективно решают именно лидеры женского пола, в то время как технические задачи успешнее решаются мужчинами-лидерами. По мнению автора, при решении первых чаще берут на
Цель эмпирического исследования: выявить социально-психологические особенности роли лидера в группе подростков.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование социально-психологических особенностей роли лидера в подростковой среде посредством тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, математико-статистические методы обработки данных.
Гипотеза исследования: в подростковой среде роль лидера зависит от уровня проявления коммуникативных и организаторских способностей.
Эмпирическое исследование осуществлялась с помощью следующих методик:
1. Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо (низкий уровень развития лидерских способностей).
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне (средний уровень развития лидерских способностей).
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно (высокий уровень развития лидерских способностей).
Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату (очень уровень развития лидерских способностей).
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. В отечественной и зарубежной литературе лидерство рассматривается здесь как сложное образование, которое определяется как феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение группы или ее членов. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива. В основе лидерства лежат личностные качества лидера и социально-психологические отношения, которые складываются в группе.
2. Психологическими особенностями подросткового возраста является развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Центральным личностным новообразованием выступает «чувство взрослости». Подросток стремиться к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, протест против диктата взрослых. В подростковом возрасте отмечается склонность к интеллектуализации, к анализу и самоанализу, склонность к подростковой депрессии и суицидальному поведению. Ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками – они занимает приоритетное место среди всех его интересов.
3. Лидер в подростковой группе – это ее член, который спонтанно выдвигается на роль неофициального представителя в условиях определенной, специфической и значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности для достижения общей цели. Выдвижение лидера в подростковой группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора – объективный и субъективный. Лидер неформальной подростковой группы – обладает умом, интеллектом, организаторскими способностями и властью над сверстниками. Основными функциями лидера в подростковой неформальной группе является: информационная, организаторская, стратегическая, нормативно-ценностная функция, дисциплинарная функция.
4. Эмпирическое исследование позволило установить следующее:
– половина подростков обладает совокупностью психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой сверстников, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций;
– большинство подростков относятся к универсальным лидерам (50%) – они имеют в социометрии половину выборов по всем 4 параметрам. Среди подростков выявлено 30% деловых лидеров – они имели в социометрии
1. Аль-Гафри, С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Аль-Гафри. – Курск: КГУ, 2010. – 20 с.
2. Ануфриенко, Л.В. Современные тенденции в изучении лидерства / Л.В. Ануфриенко // Вестник Полоцкого гос. ун-а. – 2012. – № 15. – С. 23-26.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология лидерства: монография / Т.В. Бендас. Оренбург, 2000. –167 с.
4. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М.Р. Битянова. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 576 с.
5. Гулякина, В.В. Копинг-стратегии у лидеров в подростковом возрасте / В.В. Гулякина // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. науч. конф. (г. Курск, 21-22 октября 2011) / под ред. А.С. Чернышева. – Курск, 2011. – С. 220-223.
6. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 263-265.
7. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А, Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
9. Логвинов, И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства / И.Н. Логвинов // Известия ПГПУ. – 2011. – № 24. – С. 966-971.
10. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы подросткового возраста / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 455 с.
11. Мень, М.А. Исследование лидерства в социальной науке / М.А. Мень // Государственная служба. – 2011. – № 4. – С. 15-20.
12. Психология ХХI века / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
13. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 144 с.
14. Рамазанова, Э.Р. Исследование особенностей лидерства подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского сада / Э.Р. Рамазанова // Сибирский пед. журнал. – 2008. – № 10. – С. 345-350.
15. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 422 с.
16. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М. Мир, 1994. – 319 с.
17. Смирникова, О.В. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Смирникова. – М.: МОСУ, 2005. – 19 с.
18. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям» / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 249 с.
19. Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г.Ш. Тажутдинова. – М.: МГУ, 2001. – 16 с.
20. Шибутани,Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Феникс, 2002. – 540 с.
21. Шмаков, Б.В. Лидерство в малых группах / Б.В. Шмаков // Вестник ЮУРалГУ. – 2013. – № 4, Т. 7. – С. 110-117.
22. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 2007. – 335 с.