Пояснительная записка
Глава 1. Психология художественного восприятия
Глава 2. Тренинг по развитию художественного восприятия студентов
Занятие 1 Формирование любознательности, воображения, наблюдательности
Занятие 2 Формирование познавательности как элемента восприятия художественного образа
Занятие 3 Формирование контроля эмоционального состояний как элемента создания и восприятия художественного образа
Занятие 4 Формирование восприятия художественного образа через литературное произведение
Занятие 5 Мои сильные и слабые стороны
Занятие 6 Палитра способностей
Занятие 7 Отражение внутреннего состояния
Список использованных источников
Пояснительная записка
Психология подчеркивает важность эстетического развития для гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, «образование посредством искусства» - один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути самоактуализации. Искусство - форма глубинного синтеза человека. Эта идея в той или иной форме проходит через всю историю эстетической мысли. В очень яркой форме она была декларирована в начале 20 века (символисты, Скрябин…). Нередко она ассоциировалась с идеей связи искусства и мифа, обряда, магии, то есть с теми образцами культуры, в которых проявлялась его могучая сила и власть. В этом смысле драматическая коллизия самого искусства, разворачивающаяся в историческом времени, состоит в том, что, наследуя от магии, мифа, обряда силу и, не только неся ее в себе, но и приумножая, оно теряло свою власть применять эту силу по мере обретения свободы.
Художественное восприятие - это целенаправленное психическое действие с чувственным познанием, связанным как со сложными процессами ощущения, мышления, анализа, так и со сложными процессами синтезирования различных впечатлений, которые мы получаем от реальной действительности.
Восприятие произведений живописи требует не только врожденного вкуса и чувства, но и определенного опыта восприятия. Недостаток эстетической культуры оборачивается этической вседозволенностью и безответственностью. Для того чтобы искусство могло выполнить свою миссию воспитания чувств, формирования нравственности личности, необходима подготовка, дающая возможность полноценного восприятия художественного образ, аналитического проникновения в структуру произведения. Восприятие изобразительного искусства, отображающего
Глава 1. Психология художественного восприятия
Как воздействуют произведения искусства зависит не только от свойств уже готового художественного текста, но и от характера его восприятия, т.е. от того кто непосредственно воспринимает.
Множественность объяснений произведения искусства всегда остро ставила вопрос о том, какую роль играют объективные и субъективные
факторы в процессе художественного восприятия, в какой мере сама художественная основа является источником смысла и в какой степени дополнительные смыслы привносит реципиент - читатель, зритель, слушатель.
Одной из первых психологических теорий, специально посвященных изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «вчувствования», которую разработал немецкий психолог и эстетик Теодор Липпс (1851-1914). Он исходил из того, что природа художественного наслаждения есть не что иное, как «объектированное самонаслаждение». Все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, являются лишь ответом на самые общие импульсы, посылаемые произведением. Главный эффект воздействия напрямую зависит от умения преобразовывать эти импульсы в собственное интимное переживание.
Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь».
С одной стороны, Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта. Ученый отмечает элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии, замечая, что мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором
Глава 2. Тренинг по развитию художественного восприятия студентов
Занятие 1 Формирование любознательности, воображения, наблюдательности
Цели: развитие любознательности и способности составлять из отдельных зрительных впечатлений целостный осмысленный образ.
Упражнение 1 «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
Упражнение 2 «Волшебная котомка»
Цель: формирование внимания и собранности, в этом занятии учащиеся должны понимать, что без слов хочет сказать им другой человек.
Инструкция: участники садятся в один общий круг.
Вот моя Волшебная котомка (с помощью пантомимы показывается, что на полу перед Вами стоит большая сумка). Из этой Волшебной котомки я буду сейчас "доставать" разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того, чтобы вы смогли понять, что за вещь я "достала", я буду показывать, как пользоваться ею. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я "достала из волшебной котомки", он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все участники встанут, они смогут рассказать, что же они "увидели".
"Доставая разные вещи из волшебной котомки", Вы можете, например:
— забить молотком гвоздь
— очистить и съесть банан
— развернуть и съесть принесенный из дома бутерброд
— распилить бревно
— разрезать ножницами бумагу
— выпить стакан воды — записать что-нибудь в тетрадь
— достать монеты из кошелька и т.д.
Участникам предлагается достать из котомки самостоятельно вещи и продемонстрировать.
1. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896 с.
2. Психогимнастика в тренинге / Под реакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2006. - 256 с.
3. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг… / 198 с. упр. 3.1.23 Печатная машинка
4. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг… / 138 с. упр.2.1.29 Гомеостат.
5. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
5. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг… / 196 с. упр. 3.1.17 Чувствование
6. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг… / 200 с. упр. 3.1.25 Проективный рисунок
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – 3–е изд. – М.: «Искусство», 1986. – 573 с.
8. Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов / Л. Н. Рожина. – Минск: «Вышэйшая школа», 2003. – 272 с.
10. Рожина, Л. Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника/ Л. Н. Рожина. – Минск: Изд–во БГПУ, 1993. – 150 с.
11. Розин, В. М. Психология и культурное развитие человека: учеб. пособие / В. М. Розин; М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. – 144 с.