Актуальность темы исследования. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Семья выступает уникальным социальным институтом, аккумулирующим личные и общественные интересы. Ценностное отношение к семье с точки зрения социума обусловлено ее ролью в поддержании нормального функционирования общества и, прежде всего, ролью в формировании будущих поколений.
Проблема изучения супружеских и родительско-детских отношений не теряет своей актуальности по причине своей высокой значимости как для внутрисемейных отношений, так и для общества в целом. Важнейшей характеристикой семейных отношений является любовь или эмоциональная привязанность. Чувство любви служит интегрирующим фактором в функционировании семьи. В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью – от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема изучения супружеских и родительско-детских отношений является одной из наиболее разработанных в семейной психологии.
Психологические особенности внутрисемейных отношений изучали Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.Я. Варга, А.Н. Волкова, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.М. Трапезникова, Э. Фромм, Г. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и многие другие.
Цель исследования: выявление взаимосвязи удовлетворенностью браком и отношением родителей к детям.
Объект исследования: семейные отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь отношений любви между супругами и отношений отцов и матерей к детям.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме супружеских отношений;
2) раскрыть сущность устойчивости семейных отношений;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Общая характеристика супружеских отношений
Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.
Супружеские отношения представляют собой основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективные характеристики функционирования семьи:
– эмоциональные связи в семье; любовь как основа построения супружеских отношений;
– мотивация вступления в брак;
– главенство и ролевая структура семьи;
– коммуникация в семье;
– способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
К субъективным характеристикам относятся:
– удовлетворенность браком;
– семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Интегральная характеристика:
– сплоченность семьи [7, с. 60].
Любовь как детерминанту супружеских отношений рассматривали О.А. Карабанова, Л.Б. Шнейдер. Анализ любви как феномена осуществил Э. Фромм, согласно которому эротическая любовь (любовь между мужчиной и женщиной) характеризуется исключительностью [19, с. 110]. Исключительность любви находит свое выражение в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов [7, с. 65].
В современной психологии различают три мотива вступления в брак:
– брак ради брака – потому что «пора завести семью, родить детей», где партнер является только средством для исполнения заветного желания;
– мотивация на престижный тип брака, где партнер рассматривается в качестве средства к осуществлению некой идеализированной мечты;
– мотивация на брак с любимым человеком, где партнер воспринимается в качестве конкретного человека со всеми его достоинствами и недостатками [2, с. 97].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЙ ЛЮБВИ МЕЖДУ СУПРУГАМИ И ОТНОШЕНИЙ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ К ДЕТЯМ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявление взаимосвязи удовлетворенностью браком и отношением родителей к детям.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе были подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования, сформулированы эмпирические задачи;
2) на втором этапе проведено тестирование;
3) на третьем этапе осуществлялась математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) выявить степнь удовлетворенности браком в семьях;
2) определить стиль родительского отношения отцов и матерелй к детям;
3) выявить взаимосвязь между удовлетворенностью браком и отношением родителей к детям.
Гипотеза исследования: существует связь между удовлетворенностью браком и отношением родителей к детям.
Методы исследования: тестирование, методы математико-статистической обработки данных.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко).
Назначение теста: опросник удовлетворенности браком предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а -верно, b – трудно сказать, c – неверно. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследования позволяют сделать следующие выводы:
Супружеские отношения – это отношения между супругами, основа функционирования и развития семьи. Объективные характеристики функционирования семьи – это эмоциональные связи в семье; любовь как основа построения супружеских отношений; мотивация вступления в брак; главенство и ролевая структура семьи; коммуникация в семье; способность семьи к разрешению проблемных ситуаций. К субъективным характеристикам относятся: удовлетворенность браком; семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание. Интегральная характеристика: сплоченность семьи.
Устойчивость семейных отношения – это интегральная характеристика, которая тесно связана с такими понятиями как стабильность и качества брака, удовлетворенность браком, супружеская совместимость, успешность брачно-семейных отношений. Устойчивость определяет стабильность основанной на браке семьи и зависит от психологических, социально-психологических и социальных факторов.
Родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. В структуру родительского отношения входят следующие компоненты: принятие или отвержение ребенка; межличностная дистанция с ребенком («симбиоз»); формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация); социальная желательность поведения. Родительское отношение тесно связано с семейным воспитанием. Стили семейного воспитания: авторитерный, авторитетный, либеральный. Основными стилями общения родителя и ребенка являются: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Эмпирическое исследование взаимосвязи между удовлетворенностью браком между супругами и их отношением к детям, показало, что большинство супружеских пар испытывают значительную удовлетворенность в браке; скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность испытывают меньшее количество супружеских пар. Среди пар выявлены те, кто испытывает скорее неудовлетворенность браком, чем удовлетворенность; а также пары, испытывающие значительную неудовлетворенность браком. Различий по уровню удовлетворенности браком между мужчинами и женщинами не выявлено;
1. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. – М. : МГУ, 1985. – 20 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
4. Волкова, А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А.Н. Волкова. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 17 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 208 с.
6. Захарова, Е.И. Психология освоения родительства : науч. монография / Е.И. Захарова. – М. : ИИУ МГОУ, 2014. – 262 с.
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
8. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
9. Либин, А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М. : Смысл, Per Se, 2000. – 549 с.
10. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений : монография / И.М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
11. Обозов, Н.Н. Диагностика супружеских затруднений / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Психологический журнал. – 1982. – № 3. – С. 147–151.
12. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
13. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. –
14. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара : «БАХРАХ-М», 2002. – 539 с.
15. Сопун, С.А. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / С.А. Сопун, А.Г. Лидерс // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 156-161.
16. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М. : Издательство МГУ, 1988 – 187 с.
17. Столин, В.В. Опросник удовлетворенности браком / В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Вестник МГУ. – 1984. – № 2. – С. 54–61.
18. Трапезникова, Т.М. Психологические аспекты семейных отношений / Т.М. Трапезникова // Вестник СПбГУ. – 1992. – № 13. –
С. 106–111.
19. Фромм, Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм. – СПб. : Питер, 2002. – 468 с.
20. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.