ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема родительско-детских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки и является центральной проблемой психологии семьи. Сегодня в стремительно изменяющемся мире гармоничные взаимоотношения между членами семьи, в том числе между родителями и детьми играют огромную роль. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье родительско-детских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит развитие личности ребенка. Порядок рождения ребенка может являться значимым фактором, обуславливающим особенности родительско-детских отношений.
Высокая значимость взаимодействия родителя с ребенком обусловила осознание актуализации исследований в современной психологии.
Степень научной разработанности проблемы. Сущность родительско-детских отношений, родительской позиции представлена в работах Г.В. Бурменской [5], А.Я. Варги [6], О.А. Карабановой [10], Р.В. Овчаровой [18], А.С. Спиваковской [21], Л.Д. Старостиной [22] и др.
В последние годы изучением родительско-детских отношений, особенностей отношений родителей и сиблингов исследуют О.С. Алексеева и А.С. Телегина [1], Т.В. Евтух и Л.Л. Баландина [9], И.Е. Козлова [12]. Однако, эти исследования немногочисленны.
В настоящее время родительско-детские отношения изучаются преимущественно в контексте диады «мать-ребенок». Специфика материнского и отцовского отношения к сиблингам недостаточно исследована, слабо раскрыто представление о взаимодействии в семье не только с родительской позиции, но и с позиции ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПОРЯДКОМ РОЖДЕНИЯ
1.1 Понятие «родительская позиция» в психологии
Понятие «позиция» в психологической литературе употребляется в различных исследованиях деятельности человека, в том числе и в родительской сфере.
Термин «позиция» означает: 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [19, с. 494].
Термин «позиция» в контексте определения психологической системы «мать-ребенок» рассматривается с двух сторон:
– позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений;
– родительская позиция.
Родительская позиция представляет собой пусковой механизм, который лежит в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.
Как подчеркивает Е.В. Козлова [12], родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка и включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
В работе Р.В. Овчаровой [18, с. 25] родительская позиция анализируется как интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, как система отношений родителя, которая обусловливает тип родительского поведения и характер семейного воспитания.
Родительская позиция является системой отношений родителя, функционирующих в динамическом единстве. Такая система определяет направленность родительских установок и мотивов, целей и ценностей, обусловливающих характер воспитательной практики в семье.
Родительская позиция А.С. Спиваковской [21, с. 128] рассматривается как реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПОРЯДКОМ РОЖДЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявление особенностей отношений с отцом и матерью у детей с различным порядком рождения.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) выявить особенности отношений с отцом и матерью у детей с различным порядком рождения;
2) определить степень отверженности первого и второго ребенка в семьях.
Гипотеза исследования: отношение отца и матери к первому и ко второму ребенку различно.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 15 полных семей, имеющих двух детей. Старший ребенок – в возрасте 6-7 лет, младший – 3-4 года. Разница в возрасте между сиблингами не превышает 3 лет.
Методы исследования: тестирование, математико-статистические методы обработки данных.
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих методик:
1. Методика «Взаимодействие родителей с ребенком» И.М. Марковской. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны – с позиции детей. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» содержит две формы: для родителей и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опросника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Текст опросника включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух шкал,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «родительская позиция» в психологии используется в нескольких значениях: как интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, и как система отношений родителя, которая обусловливает тип родительского поведения и характер семейного воспитания. Родительская позиция включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Типы родительской позиции: принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная.
В психическом развитии ребенка важнейшую роль играет как мать, так и отец. Любовь родителя является источников и гарантией эмоционального благополучия ребенка. Мать с первых дней жизни формирует у младенца способность противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. Привязанность к матери не только создает у ребенка чувство безопасности перед лицом нового и сложного мира, но и выражает внутреннюю потребность в человеческом общении. Общение с отцом играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка уже в раннем возрасте. Отец значительно влияет на половую идентификацию как сына, так и дочери.
Общение с взрослым имеет значительное значение для ребенка на всех этапах детства. Основными стилями общения родителя и ребенка являются сотрудничество (открытое выдвижение своих предложений каждым из членов семьи, поощрение к этому другого, интерес к мнению другого); изоляция (члены семьи пытаются избежать взаимодействия, не желают делиться своими мыслями и переживаниями); соперничество (борьба за инициативу, стремление за внешнее доминирование, отклонение предложений другого); псевдосотрудничество (крайняя эгоцентрическая позиция членов семьи). Наиболее эффективное диалогическое общение родителя и ребенка предполагает равенство позиций, полное принятие, уважение и доверие друг друга, формирование сходных установок, особую эмоциональную окраску общения.
Эмпирическое исследование особенностей отношений с отцом и матерью у детей с различным порядком рождения показало:
– к первому ребенку предъявляются высокие требования, устанавливаются строгие правила, предоставляется автономность, отношение характеризуется средним уровнем принятия личностных и поведенческих качеств ребенка, средним уровнем близости ребенка к родителям, средним уровнем сотрудничества, низкой тревожностью за него, отмечается
1. Алексеева, Е.Е. Сравнительный анализ отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения / Е.Е. Алексеева, А.С. Телегина // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 801–805.
2. Алексеева, О.С. Различающееся родительское отношение и его взаимосвязь с когнитивными и личностными характеристиками сиблингов / О.С. Алексеева, И.Е. Козлова // Юбилейный сборник РПО : в 4 т. / под ред. Д.Б. Богоявленской, Ю.П. Зинченко. – М., 2011. – Т. 3. – С. 37–39.
3. Алешина, Ю.Е., Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Воловик // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. С. 33–34.
4. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М. : Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2009. – № 4. С. 17–25.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб. : Питер, 2001. – 144 с.
7. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству / Е.Н. Васильева, А.В. Орлов // Вестник по педагогике и психологии Юной Сибири. – 2013. – № 4. – С. 1-15.
8. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64–67.
9. Евтух, Т.В. Различающееся отношение в системе «родители – дети» / Т.В. Евтух, Л.Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. – 2013. – № 1. – С. 67–79.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
11. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери. – М. : Академический проект, 2001. – 466 с.
12. Козлова, Е.В. Родительская позиция в системе взаимоотношений «родитель-ребенок» / Е.В. Козлова // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 13. – С. 345–349.
13. Козлова, И.Е. Особенности сиблинговых и детско-родительских отношений и характеристики личностной сферы сиблингов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psystudy.ru/index.php/num/2008n2-2/98-kozlova2.html. – Дата доступа : 22.04.2017
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 742 с.
15. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
16. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб. : Речь, 2005. – 150 с.
17. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
18. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Изд-во Ин-та. психотерапии, 2003. – 319 с.
19. Психологический словарь / Под общ. ред. В.Г. Щур. – 2-е изд. – М. : Изд-во полит. Лит., 1990. – 420 с.
20. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
21. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М. : Издательство МГУ, 1988 – 187 с.
22. Старостина, Л.Д. Роль отца в психическом развитии ребенка / Л.Д. Старостина // Вестник СВФУ. – 2008. – № 3, Т. 5. – С. 81–89.
23. Фрейд, А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб. : Питер, 2003. – 477 с.
24. Фромм, Э. Искусство любить: исследование природы любви / Пер. Л.А. Чернышевой. – М. : Педагогика, 1990. – 514 с.
25. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.А. Шведовская // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 69–84.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.