ВВЕДЕНИЕ
«В здоровом теле ̶ здоровый дух!» Тема здорового образа жизни необычайно популярна в современном мире: здоровое питание, фитнесс и йога с каждым днем находят все больше поклонников. Тем не менее, распространенность плохих привычек и зависимостей, таких как переедание или чрезмерная увлеченность диетами, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, также достаточно велика. К сожалению, эти явления достаточно широко распространены и среди молодежи, у которой еще не сформировано устойчивых взглядов на собственный образ жизни. С другой стороны, проводить работу по пропаганде здорового образа жизни имеет смысл именно среди молодых людей, которые еще поддается убеждению и воспитанию.
Помимо негативных привычек здоровью современной молодежи угрожает и малоподвижный образ жизни: блага цивилизации позволяют нам не подниматься по лестнице, не ходить по несколько километров в день и не утруждать себя физическим трудом, употреблять в пищу ранее недоступные «простому смертному» в таких количествах продукты, из-за чего развиваются такие болезни, как ожирение, гипертония и сахарный диабет.
Взглядов на понимание здорового образа жизни чрезвычайно много: это и соблюдение принципов личной гигиены, и здоровое питание, и физические нагрузки и отсутствие вредных привычек. Молодым людям чрезвычайно сложно разобраться во всем этом многообразии и не переступить черту здравого смысла. Новостные ленты полны историями о девушках, умерших от чрезмерного соблюдения диеты и молодых людях, испортивших свое здоровье в тренажерном зале. Именно поэтому необходима планомерная работа медицинских и социальных работников, психологов и педагогов для распространения информации о принципах здорового образа жизни.
Попов С.Н. с соавторами подчеркивает, что еще в Древней Греции применяли физические упражнения для лечебных целей. Еще Гиппократ (459-377 гг. до н. э.) в своих медицинских трудах рекомендовал умеренность в еде, физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе. Целые поколения врачей по сей день настоятельно рекомендуют больным физические упражнения, как один из способов профилактики и лечения заболеваний [8, с. 7].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Подходы к пониманию здорового образа жизни
У каждого человека есть ряд убеждений и ценностных ориентаций, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Кто-то придерживается сыроедения, бегает по утрам, медитирует с целью найти внутреннее успокоение, а кто-то считает нормой бокал вина за обедом и еду после 18.00. При этом такое расхождение во мнении относительно того, что именно следует считать здоровым образом жизни, есть не только среди обывателей, но и среди врачей.
Длительное время представления о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний были, прежде всего, связаны с соблюдение правил личной гигиены. Еще в Древнем Египте, Китае, Греции существовали разного рода правила, по большей части религиозные, регламентирующие необходимость мытья рук и приготовление пищи. Зарождение гигиены, как науки связывают с именем Гиппократа. В Древнем Риме жестко контролировалось качество товаров, был построен и функционировал водопровод, строились бани, пользовавшиеся большой популярностью.
Во времена активного распространения христианства (VI-XIV вв.) в Европе распространилось пренебрежительное отношение к правилам личной гигиены, что было связано с агрессивной церковной пропагандой, призывавшей заботиться о чистоте души, а не тела. Помимо этого, во многих европейских городах мусор и помои выбрасывались прямо на улицу. В совокупности это привело к распространению эпидемий холеры, чумы, проказы.
В XI в. Авиценна (ибн Си́на), обобщая уже имевшиеся труды по гигиене и санитарии, предложил ввести физические упражнения, как необходимое условие ускорения выздоровления.
В конце XIX в. гигиена стала развиваться как экспериментальная наука, в основу которой легли разного рода методы исследования как природных (почва, вода, воздух), так и социальных (условия жизни и труда) факторов. Это позволило практически изучить влияние окружающей среды на здоровье и работоспособность человека [6, с. 12-13].
В.П. Лукьяненко отмечает, что вредными факторами, оказывающими негативное влияние на развитие и функционирование человеческого организма, являются нарушение режима дня и питания, неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки и многое другое. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т.е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в числе факторов здорового образа жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Понятие здорового образа в жизни рассматривается разными авторами с разных сторон, однако все авторы сходятся во мнении, что соблюдение правил здорового образа жизни является залогом и необходимым условием для здоровья организма и полноценной реализации его возможностей. Здоровый образ жизни - комплексное понятие, которое включает в себя такие компоненты, как сбалансированное питание, режим труда и отдыха, умеренную физическую активность и соблюдение гигиенических требований. При этом важно иметь ввиду, что все компоненты здорового образа жизни не только находятся в тесной взаимосвязи, но и должны гармонично сочетаться. Помимо соблюдения необходимых правил (личная гигиена, режим дня и питания, двигательная активность), от индивида требуется еще и ценностное отношение к здоровью, стремление следить за его сохранением, поддержание окружающей экологической обстановкой на оптимальном уровне и желание менять сложившуюся ситуацию к лучшему.
При пропаганде ценностей здорового образа жизни следует действовать на различных уровнях власти и охватывать разные сферы жизни (образование, здравоохранение, промышленность, органы управления и др.) и разные возрастные группы населения (школьники, студенты, работники и пенсионеры). Гигиеническое воспитание населения должно быть направлено на устранение в поведении человека вредных, неблагоприятных факторов образа жизни и поддержание благоприятных для здоровья личности характеристик образа жизни. При этом можно использовать такие способы, как чтение лекций, проведение бесед и дискуссий, спортивных и культурно-массовых мероприятий, распространение буклетов и брошюр, оформление стендов и выставок, наглядных материалов и пособий.
При профилактике зависимого поведения используются такие меры, как запрет на рекламу, уголовная и административная ответственность (за употребление и распространение наркотиков, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и др.), проведение просветительской работе о вреде, наносимом организму, формирование установок на здоровый образ жизни и др.
Учитывая, что категория здоровья является одной из ценностей, которые большинство людей относит к наиболее важным, уделение внимания пропаганде ценностей здорового образа жизни является одной из важнейших задач государства. А в связи с тем, что Республика Беларусь относится к категории стран, в которой велика доля лиц пенсионного возраста, обеспечение здоровья и, как следствие, возможности работать и платить налоги, является еще и экономически необходимой мерой.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
2.1. Организация и методы исследования
Целью курсовой работы является изучение представлений студенческой молодежи о здоровом образе жизни.
Объект исследования: студенты высших учебных заведений.
Предмет исследования: уровень знаний о здоровом образе жизни и степень следования ценностям здорового образа жизни.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью мы определили следующие исследовательские задачи:
1) изучение теоретических подходов к понятию «здоровый образ жизни»;
2) изучение уровня знаний молодежи о здоровом образе жизни;
3) изучение степени реализации установки на здоровый образ жизни.
В процессе исследования были использованы теоретический и методологический анализ социальной, психологической и педагогической литературы по проблеме здорового образа жизни, диагностика молодых людей. Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на теоретико-методологические подходы к решению проблемы; использованием комплекса методов, адекватных характеру, целям и задачам исследования, достаточным объемом выборки.
В исследовании приняли участие 50 обучающихся высших учебных заведений (25 девушек и 25 юношей).
Для выявления отношения студенческой молодежи к здоровью был использован опросник «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской (см. Приложение 1). Отношение к здоровью выступает как один из основных элементов самосохранительного поведения человека и представляет собой систему связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Для диагностики уровня знаний о здоровом образе жизни и степени следования нормам здорового образа жизни была разработана анкета (см. Приложение 2).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Для изучения представлений студенческой молодежи о здоровом образе жизни было проведено исследование, объектом которого стали студенты высших учебных заведений. Предметом исследования являлся уровень знаний о здоровом образе жизни и степень следования ценностям здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 50 обучающихся высших учебных заведений (25 девушек и 25 юношей).
Для выявления отношения студенческой молодежи к здоровью был использован опросник «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской и разработанная анкета «Отношение к здоровому образу жизни».
В целом по результатам диагностики представлений студенческой молодежи о здоровом образе жизни, можно сказать, что опрошенные студенты демонстрируют достаточно высокий уровень знаний о здоровье и о факторах, влияющих на него, знают о компонентах здорового образа жизни. Кроме этого, опрошенные студенты эмоционально реагируют на изменение своего самочувствия. Однако не в полной мере реализуют свои стремления к здоровому образу жизни: не обращаются к врачу с профилактической целью и в случае недомогания, имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя, переедание и др.), мало занимаются физической культурой и спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежь является главным достоянием и ресурсом страны. Именно забота о ее здоровье является одним из приоритетных направлений деятельности государства, ведь именно от уровня здоровья и работоспособности молодежи зависит экономическое благополучие страны. Формирование установки на здоровый образ жизни является одной из возможностей для формирования фундамента будущего благосостояния. Профилактическая и пропагандистская деятельность должна осуществляться на всех уровнях воспитательной и по все направлениям: в школе, вузе, на работе, в медицинских учреждениях и в органах правопорядка.
Для изучения представлений студенческой молодежи о здоровом образе жизни было проведено исследование, объектом которого стали студенты высших учебных заведений. Предметом исследования являлся уровень знаний о здоровом образе жизни и степень следования ценностям здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 50 обучающихся высших учебных заведений (25 девушек и 25 юношей). В целом по результатам диагностики, можно сказать, что опрошенные студенты демонстрируют достаточно высокий уровень знаний о здоровье и о факторах, влияющих на него, знают о компонентах здорового образа жизни. Кроме этого, опрошенные студенты эмоционально реагируют на изменение своего самочувствия. Однако не в полной мере реализуют свои стремления к здоровому образу жизни: не обращаются к врачу с профилактической целью и в случае недомогания, имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя, переедание и др.), мало занимаются физической культурой и спортом.
1. Базелюк, Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека / Н.Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Выпуск № 2, 2008. — С. 237-239.
2. Бонд, Дж. Естественное питание: как питаться в соответствии с нашей генетической программой / Пер. с англ. А.В. Верди. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 336 с.
3. Борисова, О.О. Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. О. Борисова. - М.: Советский спорт, 2007. - 132 с.
4. Войт, Л.Н. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для студентов педиатрического и лечебного факультетов, слушателей ФПК, преподавателей по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» / Л.Н. Войт. Благовещенск: АГМА, 2008. – 28 с.
5. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск. 2014. — 412 с.
6. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / Под ред. Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. ̶ М.: Издательство «Перо», 2012. ̶ 659 с.
7. Здоровье населения Республики Беларусь 2009-2013. Статистический сборник. Минск, 2014. — 218 с.
8. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
9. Ломака, Ж.М. Взаимосвязь духовности человека с факторами, формирующими здоровый образ жизни и здоровье [Текст] / Ж. М. Ломака // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія / ред. С.С.Єрмаков. - Харків, 2008. - № 11. - С. 185-188.
10. Лукашова, О. Г. Здоровье в ряду ценностных ориентиров населения Беларуси Религия и образование в светских обществах: опыт, проблемы, перспективы : мат. межд. науч. конф., Республика Беларусь, г. Минск, 27–28 мая 2014 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2014. — С. 143-146
11. Лукьяненко, В.П. Физическая культура : основы знаний : Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. ̶ ̶ Ставрополь : Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.
12. Любецкий, Н., Князев, А. Здоровый образ жизни и духовность / Н. Любецкий, А. Князев // Научно-культурологический журнал №15 [160] 25.10.2007. — С. 23-27.
13. Научно-методические материалы к организации мониторинга идеологической и воспитательной работы в высшем учебном заведении. – Минск, ГУО «Республиканский институт высшей школы». – 2007 г. – 77 с.
14. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2014. — 325 с.
15. Ярошевич, А.С. Методическое обеспечение работы добровольческого антинаркотического отряда / А.С. Ярошевич // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и ин- формационной работы в вузе : материалы VI Респ. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. М. Чаянковой; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. − Гомель : БелГУТ, 2016. − 106 с.