ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Подростки в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме подросткового суицидального поведения. Проблема суицидального поведения является актуальной в современной жизни, так как по данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков. За последние три года в Республике Беларусь показатель уровня суицидов составил 2,1 случая на 100 тысяч детского населения [22].
По современным данным, существуют гендерные различия суицидального поведения. Уровень суицидов во многих странах выше среди мужчин [17]. Это характерно и для Республики Беларусь, где в 2015 г. количество суицидов среди женщин было в 4,5 раз меньше, чем среди мужчин [22].
Проблема суицидальной активности подрастающего поколения является весьма значимой. Вызывает опасения тот факт, что с каждым годом растет количество парасуицидов, особенно среди лиц подросткового возраста. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств [22].
Исследование влияния гендерных различий на склонность к суицидальной активности у подростков может быть полезно для разработки специфических, ориентированных на пол форм предупреждения суицидального поведения.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемами суицидального поведения подростков занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко.
Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Сущность и виды суицидального поведения
Суицидальное поведения является видом девиантного поведения, что обусловливает необходимость рассмотрения этого феномена.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [10, с. 128].
Девиантное поведение имеет специфические особенности:
– девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
– девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер;
– девиантное поведение – это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно);
– для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
– девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
– девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием [8, с. 102].
Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Отклоняющееся поведение Е.В. Змановская [8, с. 108] предлагает разделять на три группы:
– антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, которое противоречит правовым, культурным, а также морально-этическим нормам в конкретном обществе (преступность);
– асоциальное (аморальное) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить влияние гендерных различий на склонность к суицидальной активности у подростков старших классов.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подготавливались опросные бланки для тестирования испытуемых.
На втором этапе осуществлялось непосредственное эмпирическое исследование. Были собраны эмпирические данные, осуществлена обработка первичных данных исследования.
На третьем этапе был осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования подростков, сформулированы выводы.
Гипотеза исследования: гендерные различия влияют на склонность к суицидальной активности у подростков старших классов.
Диагностика склонности к суицидальной активности у подростков проводилась при использовании апробированных, достаточно надежных и валидных методик.
Методики исследования:
1. Опросник суицидального риска (в модификации Т.Н. Разуваевой).
Назначение опросника: диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов. Содержит в себе 9 шкал: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
2. Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что суицидальное поведения является видом девиантного поведения – устойчивого поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое, кроме суицида, включает в себя все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь. Суицидальное поведение – это аудодиструктвиное поведение, направленное на причинение вреда себе. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. По своим мотивам бывает демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение.
Учащийся старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
Существуют гендерные различия в суицидальном поведении. Имеются гендерные различия в возрасте манифестации суицидального поведения, количестве суицидальных попыток и наличия самоповреждающего поведения в анамнезе, а также в проявлениях суицидального поведения. Особенности протекания постсуицидального периода у девушек и юношей различны по частоте рецидивирования внутренних и внешних форм суицидального поведения. Также имеются гендерные различия значимости антисуицидальных факторов для подростков. Гендерная специфика суицидального поведения взрослых людей прослеживается в количестве, способах и мотивах самоубийств. Выраженность стремления к смерти в суицидальном акте у женщин ниже, чем у мужчин, а мотивы могут быть в большей степени обусловлены потребностью в экспрессии негативных эмоций и поиске помощи.
В результате эмпирического исследования влияния гендерных различий на склонность к суицидальной активности у подростков старших классов было установлено следующее:
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Н. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.
4. Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 24–36.
5. Визель, Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М.: ФПКМУ, 2007. – 425 с.
6. Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – № 2. – С. 12–14.
7. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
8. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 562 с.
9. Кирпиченко, А.А. Суицидальный риск среди подросткового населения г. Витебска / А.А. Карпиченко, А.Н. Барышев // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2015. – № 1, Т. 14. – С. 44–49.
10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
12. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн., 1988. – 367 с.
13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 220 с.
14. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
15. Паровая, О.И. Гендерные различия суицидального поведения: способы, обстоятельства, особенности социально-экономического статус и биографических данных / О.И. Паровая, Е.В. Ласый // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та. – 2012. – № 2 (38). – С. 80–85.
16. Пичиков, А.А. Половые различия суицидального поведения у подростков: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.06 / А.А. Пичиков. – СПб.: СПбГУ, 2015. – 19 с.
17. Погосская, В. А. Анализ суицидального поведения женщин (по данным общепсихиатрического отделения стационара) / B.А. Погосская,
С.Л. Тарасюк // Психиатрия. – 2008. – № 14. – C. 32–37.
18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
19. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 422 с.
20. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
21. Скачкова, В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В.А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1–5.
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2013. – 578 с.
23. Фрейд, 3. Мы и смерть. Танатология / С. Рязанцев. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 242 с.
24. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
25. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 2007. – 335 с.