ВВЕДЕНИЕ
Родительство, материнство и отцовство является жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие.
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируются под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны, отцовство же практически не изучено. Современная психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.
Если конкретно говорить о том, кто из психологов работал над психологией родительства как отдельной дисциплиной, то можно сказать, что степень её разработанности очень низка. В психологии семья изучается как система, а родительсво в свою очередь является только подсистемой.
Рождением, воспитанием и обеспечением психического, физического и социального благополучия детей занимаются в первую очередь родители. Поэтому психологические и социальные проблемы родительства становятся приоритетным направлением научных исследований и практической работы.
Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Можно сказать, что будущее общества это сегодняшнее состояние родительства.
Актуальность исследования. Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований – как в отечественной,
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА
1.1 Теоретические подходы к пониманию родительства
Родительство это сложная структура, которая рассматривается с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов.
Системный подход предполагает признание семьи как единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей. Поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, психологи описывают его в тесной взаимосвязи с семейной системой.
Используя принципы системного подхода, применительно к рoдительству можно выделить [31, с.72. Овчарова, 2002]:
1. Феномен родительства, который представляет собой самостоятельную систему, являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Феномен родительства предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации.
Факторы, которые влияют на формирование родительства, представлены на нескольких уровнях: макроуровень - уровень общества, мезоуровень - уровень родительской семьи, микроуровень - уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности.
Для понимания родительства исследователями используется феноменологический подход. Он представляет собой интуитивное раскрытие сущности явления, которое является достоверным.
Феноменологическая практика основана на четырех основных принципах: понимания, «эпохе», беспристрастности и точности. Применительно к феномену родительства принципы трактуют следующим образом [31, с.10, Овчарова, 2002].
Принцип понимания, противопоставляется принципу объяснения. Он требует учитывать влияние субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека, и на основе этого понимания делать общие выводы. Этот принцип предполагает лишь глубокое проникновение в суть феномена, рассуждение, а не однозначное объяснение наблюдаемых явлений.
Принцип «эпохе». Суть его заключается в том, чтобы во время феноменологического исследования абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаться приписать наблюдаемые проявления
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
2.1 Личностная зрелость родителей и ее влияние на характер семейного воспитания
Личностная зрелость это, прежде всего социальная зрелость, она выражается в том, насколько человек понимает свое место в обществе, каким мировоззрением руководствуется, каковы его отношения к обществу, к своим обязанностям и своему труду.
Психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты выступает возникновение у человека способности вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности связано с волей, которая обеспечивает сознательное управление человеком своим поведением.
Выделяют следующие психологические черты зрелой личности [19, с.49, Бодалева, 1998]:
- выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни;
- тонкую восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т. д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее многообразии и богатстве и т. д.);
- хорошую интеллектуальную активность в смысле постановки жизненных проблем,
- эмоциональную чувствительность, которая имеет широкий круг вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять особенный высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной области явлений окружающего мира социальных феноменов, человеческих отношений;
- умение реализовать в соответствующих действиях присущий человеку потенциал, который он хотел бы раскрыть;
- рефлексию на свой духовный облик, служащую задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки: нравственное самосовершенствование, интеллектуальный рост, эстетическое развитие и т. д.
В качестве критериев личностной зрелости выделяют активную жизненную позицию и осуществление личностью свободного выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное изучение литературных источников помогло нам раскрыть психологию родительства, и сделать следующие выводы. Родительство, это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых знаний о том, какими методами требуется действовать, чтобы достичь целей должного воспитания.
Необходимо обладать соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в том случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
Родительство это понимание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим детям. Как психологическое явление оно является сложной динамической структурой, которая рассматривается с точки зрения двух различных подходов: системного и фенoменологичного.
На стадии развитой формы родительство включает в себя следующие компоненты: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, ответственность, стиль семейного воспитания.
Общие и специфические субъективно-психологические факторы родительства действуют в системном единстве, определяя картину родительства в однодетных и двухдетных семьях.
При рассмотрении личностной зрелости родителей как системного образования, представляющего единство личностных и родительских составляющих, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье, личностным составляющим относятся ответственность, активная жизненная позиция, самореализации, саморазвитию, сформированные ценностные ориентации, способность совершать свободный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения.
Таким образом, родительская зрелость это единство личностной и родительской составляющих и включает личностную, социальную и функциональную зрелость. Она является важнейшим фактором семейного воспитания и проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Родительство, являясь динамической системой, имеет определённые этапы, на которых выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребёнка. Это раннее младенчество, позднее младенчество и раннее детство, дошкольный и младший школьный период, а также подростковый период и юность.
1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990.
2. Бойко В. В. Малодетная семья. - М., 1988.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. - М., 1986.
5. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс, 2000. № И.
6. Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социс. 1996. № 3.
7. Заслужнюк В. С, Семиченко В. А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. — М., 1996.
8. Зеньковский В. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. — М., 1991.
9. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.
10. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С.Спиваковская, - М., 1999.
11. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регионального съезда психологов, 2002.
12. Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.
13. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин, - Екатеринбург, 2000.
14. Сафин В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. – Уфа, 1986.
15. Крен В.Ю. Функциональные роли родительства / В.Ю. Крен. — М., 2001.
16. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 94-108.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. — М., 1998.
18. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М., 1999.
19. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Я. Карповой. - М., 1998.
20. Развитие ребенка / Под ред. В. Н. Берестовой. - СПб., 2000.
21. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
22. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989.
23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ, и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. - М., 1988.
24. Бодалев А.А., Сталин В.В. Семья в психологической консультации. - М., 1989.
25. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. - 1997. - № 11.
26. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1990.
27. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3 - 7 лет // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.
28. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
29. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995.
30. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.; Воронеж, 1999.
31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2002.
32. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания. - Курган, 2002.
33. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева,
34. Савина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 3.
35. Сараево А.А. Семья, в которой рождается личность // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». - М., 2003. - Т. 1.