ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Семьи социального риска как особая категория семей
1.2 Социально-психологические особенности подростков из семей социального риска
1.3 Особенности социализации и жизненных перспектив подростков из семей социального риска
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Нормативно- правовые основы социальной работы с несовершеннолетними из семей социального риска
2.2 Основные направления социально-педагогической работы с подростками из семей социального риска
2.3 Методические рекомендации по взаимодействию с подростками из семей социального риска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Коррекционно-реабилитационная программа по социально-педагогическому сопровождению подростков из семей социального риска
ВВЕДЕНИЕ
В наше время проблема семейного неблагополучия – одна из наиболее актуальных. Дизгармоничная семья является причиной многих негативных явлений, которые отрицательно сказываются на детях. Отсюда социальное сиротство, беспризорность, алкоголизм, наркомания, преступность. Во взрослом человеке уже практически невозможно исправить последствия такого «неблагополучного» становления. Поэтому чем раньше специалисты обратят внимание на подростка, нуждающегося в помощи, тем больше у него шансов быть счастливым. Согласно статистике, около 90% подростков из неблагополучных семей имеют отклонения в поведении, не говоря уже о тяжелых психологических последствиях. Профилактика и предупреждение осложненного поведения подростков является социально-значимой и необходимой. Не случайно 31 мая 2003 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором закреплены задачи и принципы указанной деятельности.
В последние годы количество случаев семейного неблагополучия постоянно растет. Ежегодно более 4 тысяч детей лишаются попечения родителей. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах страны.
Проблему жизнедеятельности семей группы риска рассматривает большое количество исследователей, анализируются и описываются большое количество различных сторон жизни семьи, ее влияние на детей, предлагаются разнообразные механизмы взаимодействия с семьей, выявления и работы с неблагополучными семьями, помощи им и особенно детям в таких семьях. Но проблема остается, возможно, из-за того, что семья – это сложный, закрытый мир, который посторонним очень сложно понять, пронаблюдать или разработать универсальную модель взаимоотношения, помощи различным семьям. Но все же необходимо совместными усилиями различных социальных институтов, на различных уровнях начиная с государственного и заканчивая специалистами учреждения образования, общественностью, соседями, друзьями и близкими семей создавать систему помощи неблагополучной семье.
Неблагополучные семьи изучали такие исследователи как А.С. Макаренко, который более подробно рассматривал аспект отклоняющегося поведения подростков, изучая особенности из личности, поведения и перевоспитания, В.А. Сухомлинский, который описывал различные типы неправильного воспитания, неблагополучных семей и их влияния, последствия для детей, Я. Корчак – великий педагог, посвятивший жизнь детям и оставивший нам ценнейшие разработки по воспитанию подрастающего поколения. А также многие другие педагоги – теоретики и практики, различные исследователи в области педагогики, психологии,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Семьи социального риска как особая категория семей
Испокон веков семья являлась значимой частью жизни человека, фундаментом его практической деятельности, основой эволюции мировоззрения. Трудно переоценить социальное значение семьи как первичного института социализации личности, в неразрывной связи с которым человек нуждается на протяжении всей своей жизни. Уникальная, ничем незаменимая психосоциальная среда семьи способна укоренить духовные основы человека, сформировать нормы и принципы поведения, обогатить внутренний потенциал, развить неповторимые индивидуальные свойства.
В связи с этим известный американский психолог В. Сатир отмечала, что семья – это микрокосмос всего мира. «Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней – ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью» [4, с. 28].
Семья, являясь фундаментом и первоосновой современного общества, выполняет жизненно значимые функции (репродуктивную, воспитательную, психотерапевтическую и др.), уровень реализации которых характеризуется определенным социальным статусом, который, в свою очередь, указывает на уровень социальной адаптации той или иной семьи в обществе. Исходя из этого выделяют благополучные семьи (высокий и средний уровень социальной адаптации), семьи группы риска (преобладает низкий уровень), а также неблагополучные и асоциальные семьи.
Семья социального риска – разновидность семьи как социального института и малой первичной социальной группы, которая в силу своих особенностей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов и представляет опасность для нормального функционирования общества. Тесно коррелирует с группами социального риска, образуя с ними пересекающиеся множества или подмножества [12, с. 35].
Отличительной чертой семей социального риска является отрицательное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающихся на функционировании семьи:
– социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Нормативно‑правовые основы социальной работы с несовершеннолетними из семей социального риска
Одним из важнейших аспектов работы СППС учреждения образования является работа по Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», которая предполагает выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите и рассматривается как комплекс профессиональных действий государственных органов и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних обуславливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия [22, с.30].
В работе с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также с детьми, нуждающимися в государственной защите, дошкольное учреждение должно руководствоваться следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:
– Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27.11.2006 № 1/8110);
– Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» 9 июля 1999 г. № 278-З в редакции Законов Республики Беларусь от 08.05.2002 № 98-З, от 04.01.2003 №183-З, от 14.07.2003 № 220-З, от 05.07.2004 № 298-З, от 09.12.2004 № 348-З, от 19.07.2005 N 37-З, от 17.07.2006 № 146-З, от 20.07.2006 № 164-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 05.01.2008 N 315-З, от 23.06.2008 № 354-З, от 10.11.2008 № 446-З, от 15.07.2009 № 43-З, от 15.07.2010 № 166-З) (далее – КоБС) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г. № 2/53);
– Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.06.2005 № 28-З, от 10.07.2007 № 250-З; от 05.01.2008 № 315-З, от 21.07.2008 № 417-З; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 4 июня 2003 г. № 2/949);
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении Положений и о внесении изменений и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Семья – это малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В отношении семьи предполагается выполнение ею основных функций, если же выполнение семейных функций игнорируется супругами, нарушена структура семейных отношений, имеются явные или скрытые дефекты воспитания детей – можно говорить, что семья неблагополучна.
Приведены различные классификации неблагополучных семей, среди которых следует отметить классификацию неблагополучных семей В.М. Целуйко, который разделяет их на три группы:
1. Семьи с открытой формой неблагополучия.
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
3. Пограничные семьи.
2. Дефекты воспитания и неблагоприятная обстановка в семьях социального риска приводят в свою очередь к искаженному формированию личности и поведения подростка, его отношения к людям, влияют на мировоззрение, жизненные ценности, самоощущение.
Было отмечено, что существует причинно-следственная связь между определенным видом семейного неблагополучия и нарушениями в сознании и поведении ребенка, которую можно проследить с той или иной долей вероятности, например, физическое насилие рождает ответную агрессию, и т.д. Неблагополучная семья не только калечит детскую психику, но и толкает подростка на улицу, приводя к беспризорности, безнадзорности, вовлечению в подростковый криминал.
3. В деятельности СППС в работе с подростками из семей социального большое место занимают профилактическая и реабилитационная работа, направленная на выявление и коррекцию отклонений в поведении и личностном развитии детей, нормализацию отношений в семье.
Направлениями работы СППС учреждения образования являются:
- выявление и знакомство с детьми из неблагополучных семей;
- диагностика их особенностей поведения, мировоззрения, отношений с окружающими, социальной адаптации, профилактика их дальнейшего отклоняющегося поведения;
- коррекция и реабилитация учащихся из неблагополучных семей.
4. Для работы с подростками, имеющими отклонения в поведении как следствие негативного влияния неблагополучной семьи, предложена программа социально-педагогической коррекции и реабилитации этой категорией учащихся. Она предполагает реализацию таких целей:
– адаптация подростков данной категории в социуме;
1. Ануфриева, Л. М. Какой он современный подросток? [Текст] / Л.М. Ануфриева // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 29 –31.
2. Баранова, Т.И. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации [Текст] / Т.И. Баранова // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 5 – 8.
3. Беличева, С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. – № 2. – С. 21– 32.
4. Василькова, Ю.А. Социальная педагогика [Текст] / Ю.А. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2003. – 259 с.
5. Ваткевич, В.С. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом [Текст] / В.С. Ваткевич // Социально-педагогическая работа. – 2006. – № 10. – С. 8 –10.
6. Глинницкая, Н.О. Откуда берутся «трудные» дети (Психология неблагополучных семей) [Текст] / Н.О. Глинницкая // Адукацыя і выхаванне. – Мн., 2008. – С. 51– 53.
7. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков [Текст] / А.А. Гусак // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 3. – С. 26 –31.
8. Демедович, Л.И. Как уберечь ребенка от социального сиротства [Текст] / Л.И. Демидович // Пралеска. – 2006. – № 5. – С. 15 – 19.
9. Здравомыслова, О.С. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания [Текст] / О.С. Здравомыслова // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 19 – 22.
10. Землянухина, Н.Н. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка [Текст] / Н.Н. Землянухина // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 43 – 45.
11. Зикратов, В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики [Текст] / В.В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 12 – 16.
12. Иванова, Н.С. Неблагополучие семьи как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н.С. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 51 – 53.
13. Капская, А.И. Технологии социально-педагогической работы [Текст] : научное пособие / Под общ. ред. проф. А.И. Капской. – Киев, 2000. – 256 с.
14. Коновальчик, Е.А. Социальная педагогика: учеб.-метод. комплекс: в 2 ч. / сост. Е.А. Коновальчик. Минск: БГУ, 2002. – 238 с.
15. Листеренко, Н.Н. Семейные личности ребенка [Текст] / Н. Листеренко // Социальная педагогика. – 2006. – № 6. – С. 30-35.
16. Лодкина, Т. Г. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] / Т.Г. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 201 с.
17. Мастюкова, В.И. Профилактика и коррекция нарушений психического здоровья детей при семейном алкоголизме [Текст] / В.И. Мастюкова, Г.С. Грибанова, А.А. Москвина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 200 с.
18. Медведева, И.П. Детские души калечатся прежде всего уродливыми человеческими отношениями [Текст] / И.П. Медведева // Социальная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 41–45.
19. Никитин, Ю.Ю. Социальная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов / Под общ. ред. Ю.Ю. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 354 с.
20. Никончук, А.Д. Реализация воспитательной функции семьи [Текст] / А. Д. Никончук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 1. – С. 42–48.
21. Олиференко, Л.Л. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст] / Л.Л. Олиференко. – М.: Академия, 2002. – 157 с.
22. Сакович, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении / Н.А. Сакович. – Минск: АПО, 2010. – 128 с.
23. Сидорова, Л.П. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. П. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 5–11.
24. Стацкевич, Н.А. Работа с несовершеннолетними, нуждающимися в государственной защите [Текст] / Н.А. Стацкевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 1. – С. 38 – 43.
25. Степанов, С.С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С.С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 23 –27.
26. Трубавина, И.М. Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей [Текст] / И.М. Трубавина. – Киев: Ридна мова, 2002. – 423 с.
27. Шеляг, Т.Д. Сложный и противоречивый мир семьи [Текст] / Т.Д. Шеляг // Социальная педагогика. – 2004. – № 2. – С. 11–13.
28. Шипунова, Т.Т. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье [Текст] / Т.Т. Шипунова // Социальная педагогика. – 2003. – № 4. – С. 31–34.
29. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – Екатеринбург, 2007. – 105 с.
30. Якунькова А. В., Акутина С. П. Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества / А.В. Якунькова, С.П. Акутина // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 564 –567.