В современном обществе культура играет значительную роль, ведь это удивительно подвижный, современный, многофункциональный инструмент, с помощью которого можно достичь совершенно разных эффектов – начиная от реконструкции депрессивных районов и решения проблем местных сообществ до придания вдохновения на создание нового произведения; от планомерного развития территорий до целесообразного расширения системы партнерских связей и получение новых импульсов развития.
В последнее время достаточно сильно активизировалось внимание к изучению возможностей коммерческих и некоммерческих организаций в данной отрасли. Ведь, в условиях современной, динамично развивающейся сферы культуры и искусства важно верно выбрать организационно-правовую форму организации, оптимизировать бизнес-модель под нужды владельца, а также использовать все выгоды и преимущества, в зависимости от работы в коммерческом или некоммерческом секторе культуры и искусства.
Цель данной работы – охарактеризовать виды коммерческих и некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть отраслевые особенности культуры и организационно-правовые формы организации бизнеса;
· описать особенности коммерческой деятельности в сфере культуры;
· описать особенности производственно-финансовой деятельности некоммерческих организаций культуры.
Объектом данного исследования является – отраслевые особенности сферы культуры и искусства, а предметом – коммерческие и некоммерческие организации сферы культуры.
К основным методам данной работы можно отнести: анализ и синтез литературных и интернет-источников.
ГЛАВА 1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
В настоящее время государства всего мира осознали ключевую роль культуры как инструмента развития интеллекта нации и признания его информационного потенциала как стратегического ресурса модернизации страны. Трудно отрицать, что уровень культуры граждан во многом определяет развитие экономики страны, в том числе ее конкурентноспособность, оттого совсем неудивительно, что сегодня цивилизованные страны мира предпринимают активные попытки в создании и разработке стратегий развития исходя из понимания роли и значения культуры для экономического и социального развития, а также благополучия граждан и создания комфортного уровня жизни. Важно также отметить, что культура служит одним из главных оплотов значимости страны в мировом сообществе.
Необходимо ометить, что понятие «культура» является собирательным и полисемантическим. Культура может интерпретироваться как совокупность видов человеческой деятельности; как совокупность ценностей и закрепленные общественные нормы поведения; как результат социального приспособления и культурной адптации человека к окружающему миру; как культурное наследие и артефакты; как цивилизация в смысле антипода понятию «природа»; как отрасль экономики [11].
Когда мы говорим о культуре как об отрасли экономики, в первую очередь необходимо обратить внимание на отраслевые особенности культуры и влияние данной сферы на экономику:
· повышает привлекательность региона для туристов и инвесторов;
· создает ВВП;
· имеет собственные автономные рынки;
· существляет непосредственный вклад в развитие экономики региона;
В последние десятилетия во всем мире заметен активный рост культуры как отрасли экономики. За несколько последних лет и в Республике Беларусь заметна тенденция к увеличению производства товаров и услуг в креативном секторе. За это время в государстве насматриваются некоторые тенденции по созданию условий для развития рыночной экономики, свободы творчества и предпринимательства, конкуренции, государство стремится изменить систему производственных отношений. Такие стратегические решения должны способствовать социально - экономическому развитию. Однако такие шаги не могут привезти к быстрому результату, поскольку мировой финансово-экономический кризис и многие другие факторы привели к жестким последствиям для культурной сферы.
Помимо основных шагов необходимо также осуществить определенное переосмысление самой сферы культуры и ее месте в обществе, роли государства в культуре и меры его ответственности за культурную жизнь страны. Развитие культуры Республики Беларусь должно стать одним из ключевых звений в стратегическом направлении, с последующим укреплением целостности культурной сферы, а также должно способствовать социально-экономическому росту, в том числе и за счет развития сферы культуры как отрасли экономики [25].
Подобные шаги предполагают крупномасштабные инвестиции в культуру, без которых, соответственно, невозможно добиться устойчивого развития общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов на культуру.
Поскольку мы говорим о культуре как об отрасли экономика, значит мы также говорим о рыночной экономике, в условиях которой господствуют
Целью некоммерческого сектора сферы культуры, в первую очередь, является максимизация социального эффекта, возникающего в результате деятельности организаций культуры. Некоммерческие организации фокусируются на зрительском и профессиональном сегментах потребителей, поскольку социальный эффект направлен в основном на общество в целом или на отдельные его группы в частности. На наш взгляд, эффективность некоммерческого проекта оценивается исходя из степени удовлетворенности сообщества профессионалов в определенной области, а также количества зрителей и предоставляемых услуг [13].
Важно отметить, однако, что некоммерческие организации занимают лидирующее место в сфере культуры, что обусловлено историческими предпосылками. В настоящее время в Республике Беларусь значительную часть некоммерческих организаций культуры составляют государственные учреждения культуры [5].
Однако важно помнить, что социально-культурная сфера не должна, да и уже, собственно, не может существовать и развиваться только как сфера государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество отрасли с иными видами капитала - одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни страны.
В настоящее время сфера культуры все больше нуждается в помощи бизнеса, также как и бизнес нуждается в сфере культуры, поскольку для него важен этап формирования и продвижения собственного имиджа и репутации, благодаря такому взаимовыгодному сотрудничеству возникает широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку целью данной работы было рассмотреть виды коммерческие и некоммерческих организации, то, исходя из проанализированной литературы и проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1) специфика рыночной экономики на современном этапе харакетеризуется тем, что нахождение и использование ресурсов осуществляется при помощи рыночного механизма, который предполагает действие закона спроса и предложения,
2) Республика Беларусь в настоящее время осуществляет переход к рыночной экономике предпринимательского типа, что характеризуется: свободу предпринимательской деятельности и свободным ценообразованием; экономической обособленностью организаций сферы культуры и многое другое.
Важно отметить, что создание условий для эффективного развития предпринимательства в стране является важнейшей частью изменений экономики. Само предпринимательство и ведение бизнеса предполагает выбор оптимальных организационно-правовых форм, которые позволят эффективно управлять и развиваться.
Однако на современно этапе существуют коммерческие и некоммерческие организации в сфере культуры в Республике Беларусь. Коммерческие организации представляют собой организации, основанные юридическим или физическим лицом и главной целью которых есть получение прибыли. К основным финансовым источникам организаций можно отнести как самостоятельное осуществление финансирования, так и привлечение дополнительных источников дохода, таких как фонды, краудфандинг, фандрайзинг, спонсоринг и другие.
Помимо некоммерческих, также активное развитие переживают и некоммерческие организации отрасли культуры и искусства. Коммерция в некоммерческом уравновешивают деятельность друг друга и обеспечивают
1. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры ад 20 ліпеня 2016 года №413-3.
2. Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга»/Т.В.Абанкина//Отечественные записки[Электронный ресурс]. - 2005. - №4. - Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru. - Дата доступа: 23.03.07.
3. Алетдинова, А.А. Развитие краундфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике: теоретический и концептуальный аспекты / Алетдинова А.А., Кравченко М.С // Инвестиции и инновации. – 2016. - №2. – С. 112-116.
4. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры. Учебн. пособие. Под. ред. Н.И. Аксютика, Е.А. Макаровой. Мн., 2008.
5. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко; Учеб.пособие. - Мн.: БГЭУ, 2005.
6. Бобров, С.И. Особенности развития краудфандинга и фандрайзинга / С.И. Бобров, Е.В. Черникина // Инновационная наука . – 2017. – №5. – С. 32-39.
7. Вахромеев, И.Е. Краудфандинг в системе межсекторного партнерства / И.Е. Вахромеев, И.Б. Телесенко // Вестник университета. – 2014. – №5. – С. 39-45.
8. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие / С.Н. Виноградова. - Мн. : Выш. шк., 1998.
9. Врублевская, М.В. Бюджетная система Республики Беларусь: учебник / М.В. Врублевская, под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб.- Минск: Юрайт, 2010.
10. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности.- Минск: Финансы, 2009.
11. Государственное регулирование социальной сферы / М.В. Мясникович, Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. - Мн.: Академия управления, 2011.
12. Демидовец, В.П. Организационно-правовые формы организации предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / В.П. Демидовец. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://www.belstu.by/book_library/5078/tema-3-predprinimatelskii-menedzhment_teksty-lekcii.pdf. – Дата доступа: 13.12.2017.
13. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: Инфра-М, 2001.
14. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. - Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
15. Интервью с Владимиром Бабковым // Томский обзор [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://obzor.westsib.ru/article/398413. – Дата доступа: 08.12.2017.
16. Куликова, Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю.П. Куликова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – №4. – С. 58-63.
17. Макарава, А.А. Дэнс, дэнс,дэнс, альбо прафесія DJ.--Культура №5, 4-10 лютага 2006.
18. Набиуллин, Т.Р. Формы и методы финансирования учреждений культуры и искусства / Т.Р. Набиуллин // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №2. – С. 109-116.
19. Организационно-правовые формы юридического лица // Юридическая помощь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.femida.by/index.php?page=c_opf. – Дата доступа: 08.12.2017.
20. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов. - М. : ИВЦ «Маркетинг» 1997.
21. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система Беларуси. - Минск, «Национальная книжная палата Беларуси», 2012.
22. Пригожин, И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса /И.И.Пригожин. -М.: ООО "Алкигамма", 2001.
23. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций. - М.: Вузовский учебник, 2006.
24. Смаргович, И.Л. Культурно-досуговая индустрия: сущность и содержание/ И.Л.Смаргович//Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. - Мінск, 2007. - №8. - С.109-115.
25. Хотько, А.В. Государственный бюджет. - Мн.: БГЭУ, 2004.
26. Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Е.Л. Шекова.- С.-Петербург, Алетейя, 2006. - С. 18-24.
27. Якушев, В.В. Организационно-правовые формы ведения бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Якушев. – 2017. – Режим доступа: http://prostoadvokat.by/publications/category_publications/organizacionno-pravovye-formy-vedeniya-biznesa. – Дата доступа: 11.12.2017.