Введение
Раздел 1. Личность продюсера в театральном искусстве
1.1 Понятие и сущность продюсера
1.2 Особенности продюсерства в театральном искусстве
Раздел 2. Основы управления театральным проектом
2.1 Сущность и структура управления проектом
2.2 Функции и процессы управления проектом
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами.
Управление культурными процессами отличается от управления процессами в других сферах общественной жизни. Представляя собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей, культурные процессы имеют свою специфику и требуют при управлении не только учета общих и особенных их характеристик, но и единичных.
Сложность и механизм взаимодействия их регулирования и саморегулирования предопределяются: особенностью протекания и своеобразным механизмом социокультурной деятельности; субъектно-объектным характером взаимоотношений человека и культуры, человека и социума, культуры и социума; механизмом выявления существующих противоречий в социокультурном пространстве; спецификой определения целеполагания, тенденций и направлений прогнозирования развития культуры, в том числе и институционального.
Раздел 1. Личность продюсера в театральном искусстве
1.1 Понятие и сущность продюсера
Современная социокультурная ситуация с ее рыночными условиями бытия и развитием художественного, или арт-рынка, не только выдвигает свои требования к художественному/творческому/креативному процессу, к собственно художнику, но и воздействует на реципиентов/публику/ потребителей/покупателей. Структурируется арт-индустрия, возникает целый ряд частных организаций, детерминирующих новый подход к управлению, предпринимательству и всему прочему, происходящему в сфере художественной культуры, культурной инноватики и т.д. При этом все больше и больше так называемая «массовая» культура «выдавливает» с «рынка» продукцию собственно искусства (арт-сферы), этой особой сферы человеческой деятельности, представляющую собой целостную информационную, в том числе коммуникативную систему [26].
Генезис социокультурной ситуации, творческой и предпринимательской деятельности привел к появлению собственно продюсера. При этом подчеркнем, что в различных видах культурной инноватики это происходило по-разному. Так, в кинематографе уже в начале его истории предприниматель исполнял множество «ролей»: покупал киноаппарат и пленку, сам придумывал сюжет, искал объекты для съемок, стоял за камерой и крутил ручку, руководил подготовкой к съемке и… вел бухгалтерию. Имея на руках копию кинофильма, он становился его владельцем и мог выполнять целый ряд иных функций (прокатчика, механика, кассира, рекламщика и др.) [26].
Понятие «продюсер» сформировалось в процессе зарождения и развития кинопроизводства и определило новый тип предпринимателя, который осуществляет идейно-художественный и финансовый контроль над
Раздел 2. Основы управления театральным проектом
2.1 Сущность и структура управления проектом
Театральные спектакли играют большую роль в целенаправленном формировании социально-культурного пространства города, имиджа страны, организации досуга населения и театрального туризма.
Современный спектакль представляет собой сложную структуру, в которой сосуществуют культурно-образовательная и художественная театрально-постановочная составляющие. Под понятием спектакль сегодня подразумевается широкий спектр театральных и визуальных арт-практик.
Сама по себе проектная деятельность в целом обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом. Ее культуротворческая и развивающая функции являются доминирующими, поскольку она базируется на:
· продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта;
· силе и свободе творчества;
· логичности и последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
· стимуле к развитию социальной активности ее участников;
· эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
· возможности получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений [4].
Творческий, или в нашем случае, театральный проект в культурно-образовательной среде понимается нами как художественно-творческий продукт, в котором студентом совместно с педагогам реализуются все функции арт-менеджмента, объединенные в одно целое – от авторского замысла через сценарную разработку к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
1. Продюсер – это специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.
2. Продюсер в театре – это профессия, предполагающая совершенно конкретные человеческие качества и навыки. Он рождает идею постановки и только потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их «работать на воплощение». Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована. Продюсер изначально должен обладать творческим потенциалом, иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла.
3. Управление проектами – это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта. Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
4. Управление проектами, используя современные научно-технические и экономические знания, разнообразную технику управления, специальные организационные формы и проектно-ориентированные структуры, позволяет принимать соответствующие решения на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Проекты существуют в рамках организации и не могут функционировать в качестве закрытой системы. Они требуют наличия
1. Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю.Ю Антропова // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – № 11 – 149: Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. – С. 164-168.
2. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учебное пособие / Под. ред. Н.И. Аксютика, Е.А. Макаровой. – Мн., 2008. – 147 с.
3. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник научных статей / Под. ред. С.Б. Мойсейчук, А.И. Степанцова. – Мн., 2011. – 178 с.
4. Бабурин, В. Роль менеджмента в театральном искусстве / В. Бабурин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svoboda.org. – Дата доступа: 16.05.2016.
5. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебник / А. П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 288 с.
6. Баранчеев, В.П. Управление инновационными проектами / В. П. Баранчеев. – М.:Благовест-В, 2008. – 192 с.
7. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с.
8. Бузук, Р.Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мінск: БелДІПК, 2004. – 254 с.
9. Войцеховский, С.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие / С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 470 с.
10. Володин, В.В. Управление проектами: учеб. пособие / В. В. Володин. – М.: ММИЭИФП, 2006. – 181 с.
11. Галковская, Г.Л. Студийные театры Беларуси 1980–1990 годов / Г.Л. Галковская. – Минск: Белорус. гос. академия искусств, 2005. – 152 с.
12. Грашина, М. Основы управления проектами / М. Грашина, В. Дункан. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 204 с.
13. Жданова, Е.И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, А. К. Акчурина. – М., 2002. – 320 с.
14. Иванов, Г. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера / Г. Иванов, П. Огурчиков, В. Сидоренко. – М., 2003. – 210 с.
15. Корнеева, С.М. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. М. Корнеева. – СПб., 2004. – 530 с.
16. Лэнгли, С. Идея для театра, менеджер для идеи / С. Лэнгли // Арт-менеджер, 2003. – №1. – С. 25-29.
17. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Омега-Л, 2004. – 278 с.
18. Макарова, Е. А. Теория и технологии арт-менеджмента: научо-методическое пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
19. Мамедов, Э. Еще раз об антрепризе / Э.Мамедов // Сцена, 2004. – № 3. – С. 13–14.
20. Мелкумов, А. С. Стереоскопический кинематограф [Текст]: учебное пособие / А.С. Мелкумов. – М.: ВГИК, 2013. – 142 с.
21. Мельникова, Е.В. Основные этапы использования информационных технологий в театральной деятельности в России (рубеж XX XXI вв) / Е.В. Мельникова // ОНВ. – М., 2014. – №2 (126) – С.29-32.
22. Михеева, О. Альтернативный театр и другие… Из истории становления новых театров Беларуси 1980–1990 гг. / О. Михеева; под науч. ред. Т.А. Ратобыльской. – Минск: Ковчег, 2005. – 64 с.
23. Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий: Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2013 г. № 257 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. –Дата доступа: 10.05.2016.
24. Основы продюсерства: аудиовизуальная сфера: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области кино и телевидения / Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 280 с.
25. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004. – 290 с.
26. Симунова, Т.Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена / Т.Н. Симунова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsomsuc.amoti.ru. – Дата доступа: 06.05.2016.
27. Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России, организационно-творческий аспект: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Российская академии театрального искусства (ГИТИС). – М., 2000. – 150 с.
28. Смольскі, Р. Сінхронна з часам: Актуальныя праблемы развіцця беларускага тэатра / Р. Смольскі, А. Ракау, В. Грыбайла. – Мінск: БДАМ, 2010. – 268 с.
29. Тэатральная Беларусь: энцыклапедыя. У 2 т. Т. 1: «А досвіткі...» – Кучынская / Г. П. Пашкоў [інш.] / пад агульн. рэд. А. В. Сабалеускага. – Мінск: Бел.ЭН., 2002-2003. – 568 с.