В современных условиях организация исполнительского искусства ведет к поиску новых форм существовании. Театральные проекты находятся в благоприятных условиях - они обладают способностью быстро и гибко реагировать на изменения современной социокультурной ситуации в стране. Направления современного частного театра разнообразны: организация концертов, проведение гастролей театров, прокат антрепризных спектаклей, продвижение собственных проектов. Всеми этими действиями занимается театральный продюсер.
Само слово «продюсер» уже широко вошло в обиход, что, конечно, является отражением востребованности профессии. Однако его употребление как в специальных кругах, так и в обыденном обиходе еще не установилось, ему приписывают слишком разные смыслы. Осмысление феномена продюсерства, таким образом, оказывается обязательным элементом научного познания современного художественного процесса.
Продюсерская деятельность – это сложный многоуровневый процесс, ряд последовательных действий, которые доводят проект до узнаваемости и востребованности. Это организация разноуровневых творческих событий, процессов, явлений.
В Беларуси продюсерская деятельность получила наиболее широкое развитие в области музыкального, театрального и галерейного дела.
Объект работы – театральное продюсерство.
Предмет работы – профессиональные функции и направления деятельности театрального продюсерства.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать профессиональные функции и направления деятельности театрального продюсерства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
До недавнего времени идея создания и организации нового театрального коллектива в Республике Беларусь могла быть реализована лишь в двух формах: профессиональный государственный театр или самодеятельная труппа. Политические и социально-экономические новации 1990-х гг. повлекли за собой изменение художественной жизни Беларуси. Начался процесс формирования арт-рынка, нацеленного на упразднение государственной монополии, расширение и укрупнение социально-культурной активности частных лиц. В структуру художественного рынка, составной частью которого является предпринимательство, влились творческие организации, художественные галереи, частные театры, продюсерские центры.
Возникшая возможность новых форм организации сценических коллективов была использована деятелями культуры повсеместно. «Столицу Беларуси охватил бум открытия новых театров» [14, с.6]. Наиболее распространенными моделями сценических объединений в 1990-е гг. стали театры-студии и антрепризы. Причин для возникновения таких, на первый взгляд диаметрально противоположных, театральных организаций было достаточно мною. Под крышей театров-студий, а позже антреприз объединялись актеры и режиссеры, которые не могли реализовать свои
Система репертуарных театров, сложившаяся еще в 1950-60-х гг., отличается собственной сценической площадкой, постоянной трупной и регулярным государственным финансированием. Формально руководство государственным театром осуществляет директор, который организовывает и контролирует весь процесс производственной деятельности: обеспечивает финансирование театра, распоряжается его имуществом и средствами, регулирует репертуарную политику театра, подбор и использование творческих кадров. Кроме того, по согласованию с художественным руководителем театра директором производится утверждение плана и сроков постановок на определенным период, составов постановочных и творческих групп, а также эскизов художественного решения спектаклей.
Художественный руководитель государственного театра или его главный режиссер (должность, появившаяся в гостеатрах в конце 1940-х гг. и характеризующаяся одинаковым набором функций [30, с. 240]) руководит всей творческой работой театра: определяет направления деятельности театра, его художественную линию. В соответствии с эстетической платформой театра главным режиссером варьируется репертуарное предложение, корректируется репетиционный процесс и графики выпуска спектаклей.
В свою очередь режиссер (или режиссер-постановщик) осуществляет постановку драматического произведения непосредственно на сцене, подчиняя своей творческой идее работу всех участников спектакля: актеров, сценографа, композитора, костюмеров и др. Именно режиссерское «прочтение» идейно-художественной сущности пьесы обуславливает ее жанрово-стилевую интерпретацию на площадке, диктует характеристику
Продюсер спектакля - это предприниматель в театре, главная фигура, контролирующая сценический проект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства.
Театральный продюсер занимается организацией театральных постановок. Он придумывает сюжет или выбирает готовую пьесу для будущего спектакля, придумывает общую концепцию постановки, проводит кастинг и пр.
Помимо творческих задач продюсер решает различные административно-хозяйственные вопросы. В частности, он находит для постановки деньги, обращаясь к инвесторам или в банк за кредитом, следит за расходованием этих средств, при необходимости решает проблемы с помещением (заключает договор об аренде). Кроме актеров он нанимает и других участников процесса: театрального директора, режиссера. Театральный продюсер устанавливает цены на билеты, количество и время показов, занимается вопросами рекламы.
1. Азбука фандрайзинга // ART-менеджер: журнал для профессионалов. - М: Холдинговая компания «Блиц-Информ», 2002. - № 1. — С. 18-23; № 2. - С. 18-20
2. Атанесян, А.А. Краткая инструкция для начинающего продюсера: сб. лекций / А.А. Атанесян. - М: УНЦДО, 2004. - 129 с.
3. Барежев, В.А. Организация и проведение PR-кампаний / В.А. Барежев, А.А. Малькевич. - СПб., 2010. - 176 с.
4. Гулякевич, Л.А. Некоторые характерные тенденции постановки произведений зарубежной драматургии на современной белорусской сцене: на примере отдельных спектаклей театральной антрепризы и государственных театров / Л.А.Гулякевич //
5. Аператыуная інфармацыя па праблемах культуры і мастацтва / НББ. - 2001. - Вып. 3. - С. 20-28
6. Завадская. И. Театральный обоз / И.Завадская // Советская Белоруссия. - 2002. - С. 9
7. Геращенко, Л. Психология рекламы / Л. Геращенко. Учеб.пособие. - М., 2006. -298 с.
8. Жданова, Е. И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб, пособие / Е. И. Жданова, А. К. Акчурина. - М.: МГУКИ, 2002. – 234 с.
9. Канцэпцыя Міжнароднага фестивалю тэатральнага мастацтва «Панарама» // Міжнародны фестываль тэатральнага мастацтва «Панарама» [Электронны рэсурс]. - 2011. - Рэжым доступу : http://festival-panorama.bv/about. - Дата доступу : 01.05.16
10. Корнеева, С. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С.Корнеева. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
11. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства / Франсуа Колбер при участии Ж. Нантель, С. Билодо, Дж. Д. Рича; пер. с англ. Л.Г. Мочаловой. - Вторая редакция. - Санкт-Петербург: АРТ-Пресс, 2004. - 255 с.
12. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. Учебник для студентов вузов. - 2-е изд. доп. и переработ. - М., 2007.-302 с.
13. Мамедов. Э. Еще раз об антрепризе / Э.Мамедов // Сцена. - 2004. - № 3. - С. 13-14.
14. Михеева, О. Альтернативный театр и другие... Из истории становления новых театров Беларуси 1980 - 90 гг. / О.Михеева; иод науч. ред. Т.А.Ратобыльской. - Минск: Ковчег, 2005. - 64 с.
15. Мазуро, О. Е. Театр в условиях рынка: На примере состояния театрального процесса в Беларуси и некоторых странах ближнего зарубежья : по материалам белорусской и российской печати / О. Е. Мазуро // Актуальныя праблемы культуры і мастацтва, 2001-2006 : шфарм.-анал1тычны зб. / НББ ; склад. А. В. Гарбачова. - www.nlb.bv.
16. Орлова, Т. Д. Культура и бизнес (в публикациях отечественной прессы). Курс лекций / Т. Д. Орлова. Белорусский государственный университет. - Мн., 2005.- 188 с.
17. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учеб, для вузов / под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 719 с.
18. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, В.Г. Шахурин. Учебник. - 7-е изд., переработ. и доп. - М., 2005. - 364 с.
19. Положение о театре-студии: проект / предисл. М. Захарова // Театральная жизнь. - 1988.-№4.-С. 22-23
20. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов; под ред. М. П. Переверзева. - М.: Издательство «ИНФРА-М», 2007. – С. 203
21. Рубинштейн, А. Социально-экономические проблемы функционирования театра / А. Рубинштейн, Б. Рубинштейн // Театр и зритель: Проблемы социологии театрального искусства : сб. ст. / Мин-во культуры СССР. Ит-т истории искусств; ред. Н. А. Хренов. - М., 1973. - С. 227-239
22. Рэзалюцыя Усебеларускай тэатральнай канферэнцьп «Тэатральнае мастацтва Беларуси і праблемы нацыянальна-культурнага адраджэння» // Тэатральная Беларусь. - 1994.-№2.-С. 35-36.
23. Смелянский Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я.Смелянский; Рос. акад. театр, иск-ва. - М., 2000. - С. 22
24. Смольский Р. Сінхронна з часам: Актуальный праблемы развіця беларускага тэатра / Р. Смольский, А. Ракау, В. Грыбайла. - Минск: БДАМ, 2010. - 268 с.
25. Смольскі, Р. Сінхронна з часам: Актуальныя праблемы развіцця беларускага тэатра / Р. Смольскі, А. Ракау, В. Грыбайла. - Мінск: ВДАМ, 2010.-268 с.
26. Стэльмах, Г.М. Асаблівасці сістэмы узаемадзеяння суб’ектау беларускай тэатральнай антрэпрызы (па матэрыялах сацьіялагічнага даследавання) / Г.М. Стэльмах // Беларуская культура ва умовах глабалізацьй : матэрыялы навук. канф., прысвеч. 35-годдзю БДУКМ, Мінск, 3 сн. 2010 г. : у 2 т. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтва, рэдкал.: М.А. Мажэйка (старшыня) [і інш.]. - Мінск, 2011. - Т. 2. - С. 56-60.
27. Стрельцова, Е. По закону коловротности / Е. Стрельцова. Театральная жизнь. - 2005. - № 5. - С. 54-59
28. Страдов, Г. М. Продюсерство на телевидении (+CD) : учеб, пособие / Г. М. Страдов. - Минск: «Современные знания», 2007. - 188 с.
29. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - СПб.: изд-во «Лань», 2009. - 529 с.
30. Тэатральная Беларусь : энцыклапедыя. У 2 т. 10 : «А досвіткі..» - Кумыкская / Г. П. Пашкоу [і инш.] / пад агульн. рэд. Бел.ЭН., 2002-2003. - 568 с.
31. Фокина, К. И. Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / К. И. Фокина. - М„ 2007. - 180 с.
32. Хау, Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - 288 с.
33. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. Учебник. - 5-е изд., переработ. и доп. - М., 2008. - 560 с.