Актуальность исследования.
Современная тенденция расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях каждого государства. В рамках данного общественного развития становится чрезвычайно важным иметь глубокие знания в области национальной культуры. Изучение истории родной страны, ее международных связей не только помогает более широко раскрыть особенности национальной культуры, но и выявить сферы взаимодействия с европейскими странами. В современном мире как никогда важен положительный имидж страны, который складывается на основе ее культурной значимости и уникальности. Выявить эти тенденции помогает изучение культурного взаимодействия нашей страны и европейских государств.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью современного межкультурного взаимодействия, которое невозможно без знаний исторических особенностей культурных связей между регионами. Так же стоит отметить, что проблема исследования межкультурных связей других исторических эпох больше сосредоточена на выявлении отдельных контактов в области искусства, а не общей картины культурных связей различных эпох.
Цель курсовой работы – рассмотреть международные культурные связи на белорусских землях в XIV – XVI вв.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Определить категорию «взаимодействие культур» в рамках межкультурной коммуникации;
2. Выявить типологии межкультурного взаимодействия;
Развитие конструктивного, взвешенного диалога, равноценного по отношению к представителям других культур возможно в рамках межкультурной коммуникации. Собственно, коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств [4, с. 10].
Понятие «межкультурная коммуникация» ввели в научный оборот американские антропологи Г. Трейгер и Э. Холл в своей совместной работе «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954). Для них межкультурная коммуникация являлась идеальной целью, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру [15, с. 817]. Позднее основные положения и идеи межкультурной коммуникации были более обстоятельно развиты в одной из работ Э. Холла, в которой автор показал тесную связь между культурой и коммуникацией. Развивая свои идеи, Э. Холл пришел к выводу о необходимости обучения культуре («если культура изучаема, то это означает, что она может быть и преподаваема»), тем самым впервые предложив сделать проблему межкультурной коммуникации не только предметом научных исследований, но и самостоятельной учебной дисциплиной.
В данный момент межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология,
На протяжении XIV – XVI белорусские земли входили в состав многонационального государства Великое княжество Литовской. Ядром ВКЛ выступали территории нынешних Беларуси и Литвы, однако в результате грамотной политики, брачных и династических союзов, а также военных походов, в княжество вошли украинские и частично русские. Высокий культурный уровень, количественный и территориальный перевес восточнославянского этноса по сравнению с другими народами содействовал тому, что, начиная с XIV в. именно белорусская культура играла важную, а в отдельных случаях и определяющую роль в культурной жизни Великого Княжества Литовского, т.к. белорусская культура возникла и развивалась на древних восточнославянских традициях. Для развития межкультурного взаимодействия важную роль играло геополитическое расположение Великого княжества Литовского между Западом и Востоком.
В XV – XVI вв. в Беларуси сложились определенные предпосылки для развития культуры с чертами классического Возрождения. Города стали центрами ремесла и торговли, оживленной общественно-политической деятельности, расширялись их взаимосвязи со странами Западной и Центральной Европы. Интенсивно развивались книгопечатание, образование, возрастал интерес к культурным ценностям античной эпохи. Быстрыми темпами шел процесс становления белорусского языка и национальной письменности. Спецификой эпохи Возрождения в Беларуси была относительная веротерпимость, взаимодействие и взаимовлияние русской
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа. Межкультурное взаимодействие явялется особым видом непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.
Результат влияния одной культуры на другую приводит к формированию различных типологий межкультурного взаимодействия (В.П. Бранский, Ф.К. Бок, Н.К. Иконникова, Е.И. Сабаненко). Однако именно культурные связи, которые аккумулируют активный диалог являются наиболее приемлемой формой обмена между разными народами.
Предпосылки развития культурных связей на территории Беларуси в XIV – XVI вв. были связаны со сходством в государственном укладе и политическими целями, которые соединяли Европу и Великое княжество Литовское, ядром которого выступали белорусские земли. Большую роль в формировании культурных связей оказало геополитическое расположение ВКЛ между Западом и Востоком, его экономические связи со многими европейскими странами. Отдельно стоит сказать о большой роли монашеских орденов, которые проникнув на территорию Беларуси принесли с собой традиции европейской культуры. Собственно, культурную значимость несли также путешественники, диплома и студенты. Культурные связи Беларуси были не только с европейскими, но и с восточными народами – евреями и татарами.
Международные культурные связи Беларуси в XIV – XVI вв. затронули все области искусства и культуры того времени, а так же образование. При
1. Барока ў беларускай культуры і мастацтве / навук. Рэд. В.Ф. Шматаў ; НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К. Крапівы. – 3 ізд. – Мінск : Беларуская навука, 2005. – 308 с.
2. Басин, Я. Евреи Великого Княжества Литовского: власть и община / Я. Басин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jewishfreedom.jimdo.com/евреи-великого-княжества-литовского/. – Дата доступа: 31.05.2016.
3. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. – М.: Янтарный сказ, 1999. – 704 с.
4. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – СПб.: Издательство СПбКО, 2009. – 416 с.
5. Габрусь, Т.В. Саборы помняць усё : готыка і рэнесанс у сакральным дойлідстве Беларусі / Т.В. Габрусь. – Мінск : Беларусь, 2007. – 167 с.
6. Иконникова, Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26 – 34.
7. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 427 с.
8. Канапацкий, И. Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры / И. Канапацкий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belhistory.com/bel_tatars.shtml Дата доступа: 01.06.2016.
9. Ковальчук, О.В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / О.В. Ковальчук. – Белгородский гос. ун-т. – Белгород, 2004. – 21 c.
10. Колесин, И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов / И.Д. Колесин // Социологические исследования. – 1999. – № 1. – С. 131 – 134.
11. Красильникова О.С. Межкультурная коммуникация и диалог культур как метод познания чужой культуры / О.С. Красильникова // Система ценностей современного общества. – 2015. – Выпуск № 40. – С. 90 – 94.
12. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. / под ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.
13. Липич, Т.И. Диалог как форма взаимодействия культур / Т.И. Липич // Научные ведомости БелГУ. – 2009. – №10 (65). – С. 50 – 54.
14. Пракапцова, В.П. Спасціжэнне майстэрства / В.П.Пракапцова. – Мінск : МФЦП, 2006. – 288 c.
15. Сабаненко, Е.И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е.И. Сабаненко // Молодой ученый. – 2014. – № 21 (80). – 816 – 819.
16. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 249 с.
17. Самусік, А.Ф. Міжнародныя культурныя сувязі Беларусі ў XIV – пачатку XVII стст. / А.Ф. Самусік // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – №1. – С. 55 – 60.
18. Скеп’ян, А. Уладарная Бона / А. Скеп’ян // Мастацтва. – 2010. - №1. – С. 18 – 19.
19. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пос. для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – 2 изд., испр. и доп. – М., МГУКИ, 2009. – 705 с.
20. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.