История сценического искусства насчитывает уже несколько тысячелетий. Театр — это синтетическое явление по своей природе, которое способно вмещать в себя все другие виды творчества. Вместе с тем, оно - чрезвычайно хрупкое и недолговечное, более других зависимое от проявлений и влияния внешней среды. Государство, общество, религия, экономика и политические коллизии обуславливают судьбу и само существование спектакля в не меньшей степени, чем талант и труд его создателей.
Театр, существующий одновременно во множестве ипостасей, достоин и требует объемного научного взгляда. С одной стороны, сценическое искусство - епархия художников, то есть предмет исследования для теоретиков и историков искусства, критиков, философов. С другой стороны, театральный репертуар - это результат регулярной коллективной художественной деятельности, подразумевающей производственные циклы. Таким образом, он попадает в поле интересов наук об управлении и планировании, а также различных экономических и юридических дисциплин. В то же время, театр зависим от восприятия зрителя, и обладает над ним большой властью. Очевидно, что, будучи влиятельным социальным институтом, он оказывается объектом изучения социологов, психологов, историков. Таким образом, театроведение становится комплексом наук, изучающих все стороны существования театра в культурном, художественно-творческом, историческом, экономическом и общественном аспектах.
XX век существенно изменил положение драматического искусства, а за последнее его десятилетие социальные и культурные условия деятельности белорусского театра изменились более значительно, чем за многие предшествующие столетия его истории. По мнению отечественных и зарубежных ученых, театр и другие зрелищные искусства сегодня бытуют в новой, медийной реальности [1, с. 55]. Ее экспансия приводит не только к изменению вкусовых, эстетических пристрастий аудитории, но и к тотальной
Маркетинг (marketing – рынковедение) появился в США в начале XX века и представлял собой исследование прикладного характера для решения проблем сбыта произведенной продукции. В результате развития, многие цели, задачи и методы маркетинга все более приспосабливались к существующей ситуации на рынке.
Можно выделить следующие стадии развития маркетинга:
- производственная. Появилась в условиях безграничного рыночного спроса на продукции компаний. Производственные предприятия совершенствовали свою продукцию, делая возможным снижение цены производимого товара;
- продуктовая. Большее преимущество имеют товары самого лучшего качества, имеющие лучшие свойства эксплуатации и их характеристики. Производители стремились делать свой товар привлекательным, а также производить большое количество модификаций;
- стимулирование спроса, чтобы потребитель покупал продукцию в достаточном объеме. Для этой цели используются специальные приемы и меры для продвижения товара, применяются различные виды рекламы и кратковременные стимулирующие приемы для увеличения объема продаж.
- изучение запросов потребителей с целью более эффективных продаж. Успех в конкурентной борьбе достигается в наилучшем способе удовлетворения запросов покупателей. Ключевой фразой становится: «Любите клиента, а не товар. Изучайте его потребности и нужды». Именно этот подход является основных во многих зарубежных компаниях.
- социально-этичный маркетинг учитывает три основных момента: потребности клиента, цели компании и благосостояние общества. Успех в этом случае обеспечен компании, которая производит необходимые для общества товары, улучшает окружающую среду, способствует повышению
Современная ситуация, сложившаяся за последние несколько десятков лет привела к тому, что театр стал полноправным субъектом рыночных отношений. Речь идет о сокращении государственной финансовой поддержки организаций культуры и искусства, а также условия медийной реальности. Теперь театры оказались в новых условиях, когда они вынуждены искать альтернативные способы организации своей деятельности, распространения информации о себе. А также пути контакта с целевой аудиторией, чтобы поддерживать ее интерес. Обычные театральные щиты и тумбы – единственный канал информации о театре, создаваемый самим театром в предыдущие эпохи - уже не могут заинтересовать аудиторию [8, с. 74–76.]. Белорусский театр в эпоху СССР работал под существенным влиянием командно-административного управления [19, с. 87].
Театр – это система элементов, находящихся в различных отношениях друг с другом и образующих, вместе с тем, определенную целостность и единство. Коммуникации же являются важным элементом любой системы, которые образуют связи с внешней средой. При открытой системе происходит непрерывный обмен информацией с внешней средой и оперативная реакция на происходящие перемены, а также переработка полученной информации, выстраивание своей деятельности на основе полученной информации. Что же касается закрытой системы, то она самодостаточна и является полностью изолированной от коммуникационных обменов с внешней средой [14, с. 96.].
Продукт театра – это информация для внешней среды. Но с точки зрения коммуникации, современный белорусский театр сложно назвать открытой системой [15, с. 124]. Причина такой ситуации заключается в таком признаке, как быстрая реакция на изменения во внешней среде. Можно также определить
Условия существования современного отечественного театра во многом определяются политикой государства, которое постепенно, но последовательно реализует стратегию снижения затрат на культуру и отказывается от патерналистской политики по отношению к ней. Таким образом, театры Республики Беларусь объективно поставлены в условия поиска внебюджетных средств. Театр существует, развивается, выполняя поставленные перед ним задачи, не имеющие сходства с целями деятельности промышленных предприятий. Театральный коллектив создает особую художественную «продукцию», — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях хозяйства.
Новая рыночная парадигма, вместе с медийной «информационной волной» и торжеством «клипового сознания» в обществе, требуют от театров более энергичного поиска собственного места в современном мире - не только в плане художественном, но и экономическом, и управленческом.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что, несмотря на очевидные положительные тенденции, отечественные театры находятся лишь в начале длинного пути усвоения новых технологий работы со зрителем.
Таким образом, использование маркетинговых коммуникаций белорусскими театрами важно для развития театрального движения в Беларуси и продвижения современного белорусского искусства в целом. Коммуникации, во-первых, являются важным элементом любой системы, которые образуют связи с внешней средой. Технологии современного театрального менеджмента предлагают множество путей анализа зрительской аудитории и поиска подходов к ней.
1 Алексеев, А. Зритель в театре: Социологические исследования театральной жизни / А. Алексеев, О. Божков, В. Дмитриевский, Б. Докторов, Л. Кесельман; под ред. А. Алексеева. – М.: ВНИИИ, 1981. – 336 с.
2 Алферова, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Алферова. – Томск: ТМЦ ДО, 2000 г. – 67 с.
3 Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
4 Белл, Д. Социальные рамки информационного общества (перевод Никуличева Ю. В.) / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей. Переводы. АН СССР, Ин-т философии, Науч. совет при Президиуме АН СССР по филос. и социал. пробл. науки и техники. М.: Прогресс, 1986. - 450,[1] с.
5 Блэк, С. PR: международная практика. М.: ИД «Довгань», 1997. - 180 с.
6 Богданов, Е.П. Психологические основы паблик рилейшнз / Е.П. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
7 Донова, Д.А. Искусство театра и культура зрителя: пути к диалогу / Д.А. Донова // Вестник Челябинского Государственного Университета. – 2007. - №8. – с.146-150.
8 Дымникова, А. Секреты театрального маркетинга или маркетинг в культуре существовал всегда / А. Дымникова // Сцена. – 2008. – № 5. – c. 74–76.
9 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. Пер. с англ. — М.: Ростинтэр, 1996. — 704 с.
10 Котлер, Ф., Шефф, Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. / Ф. Котлер, Дж. Шефф. Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2004. – 688 с.
11 Лесский, К. Л. 100 великих театров мира / К.Л. Лесский. - М., Вече, 2001. – 511 с.
12 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для вузов / В.А. Алексунин [и др.]. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001г. – 716 с.
13 Немирович-Данченко, Вл. И. Рождение театра. / Вл. И. Немирович-Данченко. Сост., вст. ст. и комм. М.Н. Любомудрова — М.: Правда, 1989. — 576 с.
14 Орлова, Т. Д. Современная театральная культура / Т.Д. Орлова. Учебно-методическое пособие для студентов факультета журналистики специальности Г.04.01.00 «Журналистика». – Мн., 2001. – 232 с.
15 Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
16 Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 154 с.
17 Самые успешные PR-кампании в мировой практике / А.П. Ситников, И.В. Крылов. Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: Инфра, 2002. – 182 с.
18 Сипяева, И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 414 с.
19 Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань, Планета музыки; 1995. – 82 с.
20 Шульц, Д. Е. Новая парадигма маркетинга: Интегрированные маркетинговые коммуникации. / Д.Е. Шульц. Пер. с англ. Д.Е. Шульц, С.И. Танненбаум, Р.Ф. Лаутерборн. – М.: Инфра-М, 2004. – 233 с.