| Введение |
| Раздел 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар» как диалог культур |
| 1.1 Историография изучения «Славянского базара» |
| 1.2 Фестиваль как инновационное синтетическое явление |
| 1.3 История становления и развития Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» |
| Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению школьников к достижениям национальной и зарубежной культуры во время посещения «Города мастеров» на Международном фестивале искусств «Славянский базар» |
| 2.1 Организация исследования 2.2 Анализ результатов |
| Заключение |
| Список использованных источников |
Введение
В условиях современной культуры наиболее актуальными становятся синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня занимает фестиваль современного искусства. Активизация фестивального движения на современном этапе развития общества обусловлена способностью этой инновационной форм репрезентации искусства осуществлять глобальное воздействие и массовую коммуникацию посредством языка искусства. Проведение международных фестивалей искусств способствует не только обмену опытом между художниками и кураторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Острая социальная проблематика, неограниченность заявленных тем, осуществление международного диалога, демонстрация самобытности регионального искусства, чуткое реагирование на появление новых технологий в искусстве, и взаимодействие различных видов искусств в едином художественном пространстве, - аспекты, присущие фестивалю искусств как художественному явлению.
Особое значение в рамках популяризации национальной культуры и региональных народных традиций имеет «Город мастеров» как часть программы фестиваля «Славянский базар». Приобщение подрастающего поколения средствами фестивального движения к традициям белорусской национальной культуры приобретает особую актуальность в период доминирования массовой культуры. Планирование и программирование приобщения детей к участию в «Городе мастеров» может стать новым направлением не только учебно-воспитательной работы, но и способствовать расширению аудитории ярмарки.
Глава 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар» как диалог культур
1.1 Историография
Главный источник по изучению истории и современности Межднародного фестиваля искусств «Славянский базар» - периодическая печать. На страницах белорусских и зарубежных изданий педставлено множество материалов по истории и развитию фестивального движения. Особенно, в период с июня по август во время подготовки, проведения и подведения итогов. Газеты “Народное слово”, “Віцьбчы”, “Віцебскі рабочы”, “Белорусская деловая газета”, “Комсомольская правда”, “Беларусь сегодня”, “Культура” и др. освещают события фестивальной жизни.
Посмотреть на фестиваль с позиции влияния на развитие города помогает интервью, опубликованное в журнале «Директор». Несмотря на то, что интервью с была опубликована в 2010 году, актуальность рассмотренной темы не теряется по сей день. Главная мысль, которую пытался донести М. Мешко, директора КУП «Капитальное строительство города Мешко»: «Фестиваль «Славянский база» придал мощный импульс развитию города» [21, с. 10].
Истории и развитию Славянского базара посвящена статья «Славянского базара» синеет василек» [5]. Автор рассматривает особенности последних фестивальных лет, сложности и перипетии творческого пути, становление его как самого масштабного международного культурного проекта. Беларусь, будучи инициатором проекта, стала первой страной, ставшей на путь восстановления культурных связей, потерянных после распада СССР.
В газетных публикациях есть существенный недостаток, снижающий их исследовательский потенциал, - их целью не является научное познание. Интервью и статьи носят, в первую очередь, популярный характер. Научных исследований истории и развития «Славянского базара» пока не существует.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению школьников к достижениям национальной и зарубежной культуры во время посещения «Города мастеров» на Международном фестивале искусств «Славянский базар»
2.1. Организация исследования
С учётом важности функций региональной народной культуры славянских народов и её воспитательных возможностей нами была осуществлена попытка, исследовать глубину использования её в учебно-воспитательном процессе.
Основной целью эксперимента, проводимого на базе летнего лагеря Средней школы № 27 г. Витебска, стало изучение влияния славянского народного искусства, направленное на формирование этнокультуры школьников, выявление возможных путей формирования у них положительного отношения к исконно-традиционной культуре народов, на территории, которой они проживают.
В качестве экспериментальной группы был выбран отряд №2 возрастной группой 8-9 лет в количестве 7 мальчиков и 5 девочек. Таким образом, после подготовки теоретической базы, проведения занятий, на третьем этапе сравнивались уровни освоения танцевальных упражнений и их влияние на развитие ребенка до формирующего эксперимента и после.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
1. Констатирующий;
2. Формирующий;
3. Контролирующий.
На этапе разработки программы эксперимента, мы констатировали, что многие ученики лишь в незначительной степени знакомы с традиционной этнической культурой славянских народов.
В силу схожести национальной культуры славянских народов и пограничного геополитического положения г. Витебска, приобщение детей к традициям белорусской национальной культуры дает представление о быте и традициях восточных славян как этнической группы. Таким образом, проводимая опытно-экспериментальная работа полностью соответствует задачам фестиваля – налаживание культурного диалога между славянскими (и другими) народами.
Заключение
Исследование Международного фестиваля искусств «Славянский базар» началось после завершения первого фестивального года. С 1992 года на страницах периодической печати, рекламных и юбилейных изданий, альбомов мы находим информацию о становлении и развитии фестиваля как одного из главных культурных событий страны. Однако, в то же время отсутствие научных разработок и целенаправленных теоретических и эмпирических исследований существенно понижает развитие его художественного потенциала и сужает иные направления его возможного развития. Различные культурологические исследования понятия фестиваль, его структуры и особенностей проведения являются фундаментам для понимания критериев развития «Славянского базара», а также выявления новых возможных векторов развития.
С первого концерта и в течение следующих двадцати лет фестиваль переживал как взлеты, так и падения. Смена концепций, финансовая нестабильность и другие трудности не стали помехой на пути поиска новых форм налаживания культурного диалога между славянскими народами. Позднее к участию в фестивале присоединились и страны Западной и Центральной Европы. Однако, несмотря на все сложности, и политическую обстановку в соседних государствах, фестиваль всегда поддерживал свой слоган: «Через искусство – к миру и взаимопониманию».
«Славянский базар» как форма взаимодействия национальных культур различных народов носит синтезирующий характер. Осуществляя репрезентативную, исследовательскую, коммуникационную функции, художественный фестиваль, представляет современное искусство, определяет вектор его развития, знакомит зрителя с новыми тенденциями новейшего искусства. Результаты теоретического исследования позволили определить
1. Алексеева, Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н.Д. Алексеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – №1. – С. 12-16.
2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1456 с
3. Жукова, О.М. Фестиваль как специфическая разновидность художественного пространства/ О.М. Жукова // Искусство и культура. – 2014. – №3 (15). – С. 6-12.
4. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. – Москва: Педагогика,1987. – 416 с.
5. Котлярова, Ж. «Славянского базара» синеет василек / Ж. Котлярова // Беларуская думка. – 2014. – №4. – С. 36-40.
6. Крупица, Н. «Город мастеров» в дни «Славянского базара» в Витебске ждет гостей с 9 по 13 июля / Н. Крупица // Витьбичи. – 27.05.2015. – С. 2.
7. Куличкина, Г. В. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона / Г. В. Куличкина, Н. С. Мельников // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 3 (43). – С. 127-133.
8. Кусмидинова, М.Х. Фестиваль как рефлексия поликультурного пространства / М.Х. Кусмидинова // Система ценностей современного общества. – 2014. – №33. – С. 10-16.
9. Любимова, Ю.С. Этнопедагогический подход как основа эстетического воспитания младших школьников / Ю. С. Любимова // Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2007. – № 2. – С. 15–19.
10. Мазуро, О.Е. Международный фестиваль искусств «Славянский база в Витебске -2002» на страницах периодической печати (июль-август 2002 г.): опыт, проблемы, перспективы // Па праблемах культуры і мастацтва. – 2002. – Вып.3. – С. 19-29
11. Мацаберидзе, Н.В. Фестиваль как явление в контексте новых идей и национальных традиций (международный музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского в Витебске) / Н.В. Мацаберидзе // Весці БДАМ. – 2015. – №26. – С. 172-180.
12. Международный статус «Славянского базара в Витебске» / Информационный бюллетень Администрации президента Республики Беларусь. – 2012. – №8. – С. 27-29.
13. Международный фестиваль «Славянский базар» / под ред. А. Шульмана. – Витебск, 2011. – 110 с.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: Рус. яз., 1989. – 750 с.
15. Официальный сайт Международного фестиваля искусств “Славянский базар” [Электронный ресурс] / Международный фестиваль искусств “Славянский базар”. – Витебск, 2005. – Режим доступа: http://fest-sbv.by/. – Дата доступа: 26.05.2016
16. Паксина, Е.Б. Социокультурные функции фестиваля искусств / Паксина Е.Б. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – С. 25-33.
17. Программа фестиваля «Славянский базар ’96”. – Витебск, 1996.
18. Резникова, Е.И. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство: автореф. дис. …канд. искусствоведения: 17.00.09 / Е.И. Резникова; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. – Спб., 2005. – 26 с.
19. Славянский базар=Sjavonic bazaar / под ред. Л.А. Крушинская. – Минск: БЕЛТА, 2005. – 210 с.
20. Славянский базар» стал катализатором развития города / Директор. – 2010. – №12. – С. 10-12.
21. Cлавянский базар. История // Все о шоу-бизнесе в Беларуси [Электронный ресурс].– 2010. – Режим доступа: http://news.show-biz.by/artpage/slavyanskii-bazar/biography – Дата доступа: 24.05.2016.
22. Широкова , Е.А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: автореф. … кандидата культурологи: 24.00.01/ Е. А. Широкова– Спб., 2013. – 24 с.