Введение
Актуальность темы исследования обусловлена непреходящим интересом изучения личности в рамках различных концепциях, направлениях и школах. Понятие «личность» является междисциплинарной категорий, его изучению посвящено немало работ и фундаментальных трудов. Анализ экзистенциального направления позволил выявить недостаточное освещение проблемы изучения личности. Особый интерес, на наш взгляд, представляет изучение личности в рамках экзистенциального анализа.
Экзистенциальный анализ вырос из идей экзистенциальной философии. Общие методологические принципы философии экзистенции сформулировал датский философ С. Кьеркегор в начале XIX века, который в стремлении соединить непосредственность конкретного человеческого опыта с философской рефлексией, поставил в центр своих размышлений бытие отдельного человека и его способность к самодетерминации. С. Кьеркегор предложил понятие экзистенции – отношения к самому себе и одновременно отношение к иному; в этом двойном соотнесении человек как субъект собственной жизни должен постоянно делать выбор своей внутренней позиции и своего поведения [8, с. 96].
Экзистенциальный анализ возник в 20–е гг. ХХ века и ассоциируется, в первую очередь, с именем швейцарского психиатра Л. Бинсвангера. Он утверждал, что экзистенциальный анализ – это не философия, а особый тип научного исследования – антропологический тип научного исследования, направленный на постижение самой сущности человеческого существа [4, с. 125]. Имя Бинсвангера связано с употреблением в экзистенциальном анализе термина «Экзистенциальная априорная структура», а также Dasein-анализа – фундаментальной структуры бытия–в–мире.
Наибольшую популярность среди представителей экзистенциального анализа получил основатель «третьей венской школы психотерапии» Виктор Франкл. Он разработал основы экзистенциального анализа и логотерапии –психотерапевтического подхода, в соответствии с которым основной движущей силой человека является стремление к смыслу [17].
Виктор Франкл оказал огромное влияние на развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии. Созданная им логотерапия, именуемая также «Третьей Венской Школой», является своеобразным, глубоким и проработанным учением о поисках смысла личности. Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы и движущие силы развития личности в норме и патологии, на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности [18, с. 162].
Экзистенциальный анализ сегодня представляет собой явление весьма неоднородное, в котором выделяются несколько направлений, развивающихся достаточно независимо друг от друга. Данные направления основываются на
Глава 1. Проблема изучения личности в рамках экзистенциального анализа
1.1 Обзор литературы по теме исследования
Экзистенциальный анализ является европейской ветвью экзистенциальной психологии, вытекающей из философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Большое значение на становление его как теории и практики также оказали философские взгляды С. Кьеркегора, Ж.–П. Сартра и К. Ясперса. Основными представителями экзистенциального анализа являются Г. Бинсвангер, М. Босс, Р. Лэйнг, А. Лэнгле, В. Франкл и др.
Положения экзистенциальной философии вплетаются в экзистенциальную психологию. Экзистенциальная психология не признает фрагментарное изучение личности как совокупности психомоторных реакций, факторов или социальных ролей. Личность в экзистенциальной психологии определяется не системой механизмов, а тем, как она создает свое существование в мире.
В.В. Летуновский [12, с. 64] отмечает, что экзистенциальный анализ в большей степени является европейским направлением, чем американским. На американскую ветвь экзистенциальной психологии огромное влияние оказали работы С. Кьеркегора («Страх и трепет»), Ж.П. Сартра («Бытие и ничто»), М. Мерло–Понти («Око и дух»).
В Европе тема неразрывной связи человека с бытием активно развивалась в 20–х–30–х годах в философских работах Г. Марселя и М. Хайдеггера, а применительно к психологической практике Л. Бинсвангером и М. Боссом, и несколько позже Р. Лэнгом и В. Франклом. В Америке эти идеи продолжили свое существование А. Маслоу, Р. Мэй и Ж. Крейг [30, с. 142].
Экзистенциальная психология использовала феноменологию для освещения феноменов, принадлежащих среде личности. Феноменология рассматривается как метод, функционирующих в любой науке, т. к. наука начинается с наблюдения того, что есть в непосредственном опыте. Основополагающим в развитии экзистенционализма становятся философские работы Мартина Хайдеггера и Жан–Поля Сартра.
М. Хайдеггер активно развивал тему очевидностей жизненного мира Э. Гуссерля, давшего теоретическое обоснование феноменологического метода. Разработка этой темы и стала основой его известной работы «Бытие и время» (1927). По Хайдеггеру, бытие интенционально, т. е. не может быть чистого бытия; оно всегда обращено на какое–то иное бытие. В свете этого главным предметом философии Хайдеггера становится человеческое существование – экзистенция [26, с. 209].
В данной работе Хайдеггер подвергает основательному пересмотру феноменологический метод Гуссерля, разработав при этом свой собственный феноменологический метод, а на его базе метод экзистенциальной аналитики
Глава 2. Анализ категории «личность» в экзистенциальном анализе
2.1 Духовная экзистенция Франкла
Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в еврейской семье. Еще школьником Франкл вел переписку с Фрейдом, по инициативе, которого в 1924 году в «Международном журнале психоанализа» была опубликована его первая научная статья.
На раннем этапе своего творчества, Франкл разделял основные положения индивидуальной психологии Адлера и был активным членом общества «индивидуальной психологии», в котором испытывал влияние Освальда и Рудольфа Аллерса, после ухода своих учителей, он и сам покинул общество в 1927 г. после ряда критических выступлений. В 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его вплоть до начала 40–х годов. В 1930 г. Франкл получил степень доктора медицины в области клинической психиатрии в Венском университете. В конце тридцатых Франкл написал свою первую книгу – «Врачевание души», которой было суждено увидеть свет только после войны. С 1938 по 1942 год Франкл работал психологом и психиатром в Еврейской больнице в Вене, а затем стал заведующим неврологическим отделением этой больницы.
Франкл в 1942 г. прошёл Освенцим, Дахау и Терезиенштадт, сохраняя рукопись своей первой книги и, оказывая психотерапевтическую помощь заключённым, и вышел на свободу 1945 г. Глубокий духовный опыт этого события явился основой для изменения его взглядов на смысл человеческой жизни, и соответственно и на смысл работы психотерапевта. Опыт своего пребывания в концлагере Франкл описал в книге «Психолог в концентрационном лагере» (1946 г.), которая сделала его знаменитым.
Наиболее известными работами Франкла являются: «И всё же сказать жизни «Да»...» (1946), «Экзистенциальный анализ и проблемы времени» (1947), «Время и ответственность» (1947), «Психотерапия на практике» (1947), «Подсознательный Бог» (1948), «Безусловный человек» (1949), «Человек страдающий» (1950). Работа Франкла «Человек в поисках смысла. Введение в логотерапию» получила особую популярность, к 1992 году было продано более 5 миллионов этой книги.
В. Франкл разработал собственное психологическое учение, основанное на постулате: основной движущей силой развития личности являются поиски смысла собственного существования. Концепция получила название логотерапии и экзистенциального анализа. Основой создания логотерапии было стремление Франкла найти смысл в собственном существовании: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм (со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма). Таким образом я создал логотерапию» [22, с. 174].
Заключение
Личность в экзистенциальном анализе определяется не системой механизмов, а тем, как она создает свое существование в мире. В экзистенциальном анализе распространено понимание личности как духовной индивидуальности, а также различение в человеке телесного, психического и духовного Экзистенция есть результат актуализации человеческой сущности – личности как духовной индивидуальности.
В духовной экзистенции Франкла основной движущей силой развития личности является поиск смысла собственного существования. Экзистенциальный анализ был основан на стремлении Франкла найти смысл в собственном существовании. Пройдя через отчаяние, очевидную бессмысленность жизни и крайний нигилизм, Франкл внес значительный в клад в историю экзистенциального анализа. Его мысли касались смысла жизни, свободы, неосознанной религиозности и совести, духовной экзистенции. Экзистенциальный анализ Бинсвангера представляет собой метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования. Отказываясь от биологического критерия психического «здоровья» или «болезни», Бинсвангер понимает их в рамках хайдеггеровского учения о «подлинном» и «неподлинном» существовании личности.
Сравнительный анализ категории личности в работах Франкла и Бинсвангера показал: 1. Смысл экзистенциального анализа для авторов различается в том, что личность характеризуются активной терапевтической ориентацией, в то время как концепция Бинсвангера представляет собой исследовательский метод. 2. Понятие «личности» в двух концепциях имеет свои специфические характеристики. Франкл в качестве основной движущей силой развития личности называл поиски смысла собственного существования. Личность Франкл рассматривал в качестве носителя трех уровней: соматическом, психическом и духовном. Бинсвангер же существование личности рассматривает как единство трех временных модусов – прошлого, настоящего и будущего. 3. Влиянию бессознательного на личность большее внимание уделял Франкл, чем Бинсвангер. По Франклу, оставаясь недоступной рефлексии, духовная экзистенция, охватывает и сознательную, и бессознательную жизнь человека. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Взгляды Франкла и Бинсвангера имеют общую направленность к проблеме биполярного разделения духовного и инстинктивного. 4. Нормальность и аномальность личности по Франклу определяется особенностями жизненной позиции, занимаемой им по отношению к трем сущностным характеристикам собственной жизни. Бинсвангер считал, что нет реальности для всех одинаковой и «нормальной», которую можно считать чем–то само собой разумеющимся и противопоставлять «безумию».
1. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд–во МГУ, 1990. – 367 с.
2. Бинсвангер, Л. О скачке идей / Л. Бинсвангер // Швейцарский архив неврологии и психиатрии. –1992. – № 1. – С. 51–66.
3. Бинсвангер, Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии / Л. Бинсвангер. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
4. Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию / Л. Бинсвангер. – М.: Просвещение, 1999. – 620 с.
5. Бинсвангер, Л. Психическая болезнь как феномен жизни–истории и как психическое расстройство. Случай Ильзы / Л. Бинсвангер // Экзистенциальная психология. – Москва. – 2001. – С. 95.
6. Кузьмина, Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра / Т.А. Кузьмина // Проблема человека в современной философии. – Москва. – 1969. – С. 269–314.
7. Кучинский, Г.М. Развитие феноменологического метода и Dasein анализ / Г.М. Кучинский // Dasein анализ в философии и психологии. – Минск. – 2001. – С. 94–170.
8. Кьеркегор, С. Страх и трепет / Пер. с дат. – М.: Республика, 1993. – 383с.
9. Лаврухин, А.В. К истории формирования методологии Dasein–аналитической психологии / А.В. Лаврухин // Dasein анализ в философии и психологии. – Минск. – 2001. – С. 51–94.
10. Леонтьев, Д.А. Курс лекций по экзистенциальной психологии на психологической факультете / Д.А. Леонтьев. – М.: МГУ, 2001. – 340 с.
11. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.
12. Летуновский, В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики (материалы диссертации): дисс. … канд. психол. наук: 13.00.03 / В.В. Летуновский. – М.: МГУ, 2001. – 222 с.
13. Лэнгле, А. Виктор Франкл. Портрет / А. Лэнгле. – М.: РОССПЭН, 2011. 247 с.
14. Лэнгле, А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – № 1.– С. 5–23.
15. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Смысл, 2002. – 387 с.
16. Нидлман, Дж. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера / Дж. Нилдман. – М.: Просвещение, 2001. – 354 с.
17. Орлов, А.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию / А.Б. Орлов, В.Б. Шумский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 2. – С. 65–80.
18. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология: учебно – справочное пособие / Ю.В. Тихонравов. – М.: ЗАО «Бизнес–школа» Интел–Синтез», 1998. – 238 с.
19. Уколова, Е.М. Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры / Е.М. Уколова, В.Б. Шумский // Экзистенциальный анализ, 2010. – № 2. – С. 9–40.
20. Франкл, В.Э. Воля к смыслу / В.Э. Франкл. – М.: Апрель–Пресс, 2000, –386 с.
21. Франкл, В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – Спб: Речь, 2000. – 320 с.
22. Франкл, В.Э. Психотерапия на практике / В.Э. Франкл. – Спб: Речь, 2000. – 256 с.
23. Франкл, В.Э. Теория и терапия неврозов / В.Э. Франкл. – Спб.:Речь, 2001. – 583 с.
24. Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла / В.Э. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 463 с.
25. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1997. – 321 с.
26. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Смысл, 1993. – 451с.
27. Хьелл, Л. Зиглер, Д. Теории личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
28. Шумский, В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика / В.Б. Шумский. – М.: ГУ–ВШЭ, 2010. – 183 с.
29. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. – М. Институт Общегуманитарных Исследований. 2014. – 272 с.
30. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.