Введение
В структуре среды организаций любой отрасли различают факторы внутренней и внешней среды, в которых организация существует и функционирует. Руководству организаций любой специфики деятельности в современных условиях бизнеса необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, кадров, потребителей. Руководство должно уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Учет и прогнозирование влияния внешней среды важны для конкурентоспособности и коммерческого успеха предприятия. Микросреда организации во многом зависит от макросреды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей (потребителю) результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.
В настоящее время в современном мире организации любого вида деятельности должны научиться жить в условиях постоянно находящейся в динамике рыночной экономики. Для менеджера в шоу-бизнесе важно умение выделить и проанализировать элементы внешней среды, что является залогом успешной работы бизнес-проекта.
Для бизнеса в любой сфере деятельности можно позаимствовать отдельные элементы продвижения из шоу-бизнеса. Используя различные технологии этой сферы и создавая, благодаря этому, себе или своей организации нестандартный, яркий, а может быть даже и эпатажный имидж, предприниматели, бизнесмены, политики и многие другие персоны получают позиционирующее отличие (бренд) и очевидный перевес в борьбе за внимание потребителей и поэтому так важно наличие знаний о внешней среде и ее влиянии на сам шоу-бизнес в частности.
1. Теоретические основы сущности внешней среды организации в бизнесе
Бизнес-среду можно разделить на две части: внутренняя и внешняя. Кроме того, внешняя среда разделяется на микросреду – это непосредственная рабочая область, и макросреду – это среда делового окружения. Чтобы лучше понять, что такое внешняя среда бизнеса, кратко рассмотрим понятие внутренней среды в бизнесе.
Внутренняя среда бизнеса – это хозяйственная структура организации, включающая управленческий, производственный и другие механизмы. В нее входят все отделы и подразделения – финансовые, экономические, маркетинговые, кадровые. Сюда также относятся все процессы, происходящие внутри фирмы – производственные, исследовательские и другие, которые требуют задействования ресурсов и возможностей организации.
Внешняя среда бизнеса — это факторы и состояния, которые возникают в среде независимо от деятельности фирмы, развивающиеся по своим собственным законам, но которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность фирмы.
Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.
Главным фактором деловой среды являются потребители. Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Это все непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, фирмы-производители, торговые агенты, индивидуальные покупатели и клиенты.
Производители могут оказывать влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию, хорошее сервисное обслуживание. Известный
2. Краткая характеристика шоу-бизнеса в Республике Беларусь
В нашей стране понятие «шоу-бизнес» появилось сравнительно недавно — в середине 1980-х гг. и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале XX в. и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. За рубежом, в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность [16, с.154 – 155].
В сфере шоу-бизнеса преобладают услуги, для которых развлекательная функция является определяющей. В данном случае имеются в виду услуги массовой или популярной культуры, противопоставляемые, прежде всего, так называемой высокой (элитарной) культуре.
Менеджмент шоу-бизнеса – это не только область знания, помогающая осуществить функцию руководства созданием художественных ценностей (материальных и духовных) но и продвижение на рынок культурных услуг как результатов творческой деятельности: авторов, режиссёров, артистов, актёров, музыкантов и др. исполнителей.
Данное определение отражает современное состояние и развитие шоу-бизнеса в нашей стране. В нем четко выделены два структурных элемента – процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг.
Коммерческая деятельность шоу-бизнеса – это создание художественно-творческой продукции в индустрии развлечений и продвижения его на рынок с целью получения прибыли.
3. Анализ влияния внешней среды на функционирование шоу-бизнеса в Беларуси
Основными факторами среды внешней среды прямого воздействия на деятельность шоу-бизнеса в Республике Беларусь являются следующие:
1. государственное регулирование деятельности шоу-бизнеса в Республике Беларусь;
2. потребители услуг шоу-бизнеса;
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организации шоу-бизнеса также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
Изучение демографических факторов макросреды также занимает важное место при анализе рыночных возможностей организаций шоу-бизнеса.
К группе демографических факторов относится и урбанизация, т. е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития концертов, выступлений т. к. степень выезда населения в поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. В пределах одной страны в городах степень активности посещения концертов значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей посещает различные мероприятия. Это объясняется, прежде всего, тем, что основной предпосылкой развития массовых форм шоу-бизнеса явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о посещении тех или иных мероприятий оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.
4. Проект снижения рисков негативного воздействия внешней среды на шоу-бизнес в Беларуси
Шоу-бизнес, в общем виде включающий в себя кино, телевидение, театрально-концертную деятельность и спорт, является высокорисковой сферой предпринимательской деятельности. Привлечение ресурсов, необходимых для осуществления проекта, и обеспечение их эффективного использования являются главными функциями предпринимателя, действующего в сфере шоу-бизнеса. Их реализация невозможна без системной защиты от отрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера (рисков), способных привести к срыву проекта или нанести ему ущерб. Поэтому продюсер, организующий производство и реализацию аудиовизуальной продукции, антрепренер, действующий в сфере театрально-концертной деятельности, промоутер-организатор спортивных турниров и соревнований должны быть профессионально готовы к активному применению такого инструмента обеспечения инвестиционной привлекательности и эффективности своей деятельности, каким является управление рисками во внешней среде. В той или иной степени риски сопутствуют любому предпринимательскому проекту, воздействию всевозможных рисков человек подвергается на протяжении всей жизни, хотя бы интуитивно вырабатывая собственную политику по управлению ими.
Продюсер не может позволить себе полагаться только на интуицию, поэтому целенаправленная разработка и осуществление комплексной программы управления рисками как неотъемлемой части общей системы управления реализацией предпринимательских проектов являются его профессиональной обязанностью. Полноценным продюсером является не просто человек, обеспечивающий привлечение и использование ресурсов в процессе реализации проекта в сфере шоу-бизнеса. Главным критерием эффективности его деятельности являются ее направленность на получение прибыли на ос
Заключение
Подводя итоги по данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.
1. Внешняя среда предприятия определяется как факторы ее внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации (отрасли). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на хозяйственную деятельность организации и испытывают на себя прямое влияние организации. К таким факторам относят: поставщиков, профсоюзы – поставщики трудовых ресурсов, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать непосредственного (прямого) воздействия на деятельность организаций, но сказываются на ее результатах. К этим факторам относят: состояние экономики, научно-технический прогресс, социальные, культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
2. Во второй главе был проведена оценка влияния факторов внешней среды на функционирование шоу-бизнеса в Республике Беларусь.
Наибольшую угрозу для шоу-бизнеса представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны. Технологические, политические и социальные факторы дают шоу-бизнесу умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон. В наибольшей степени благоприятное влияние на шоу-бизнес оказывают зрители, со стороны которых на сегодняшний день нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать
1 Артемьева, Т.В. Файндрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. – Москва: Лань, 2010. – 288 с.
2. Внешняя среда и ее влияние на организацию. Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc [Электронный ресурс] // Inventech. URL: http://www.inventech.ru/ lib/management/management-0011/.– Дата доступа: 12.12.2016.
3. Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс]. – М, 2013. – Режим доступа: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/ menedzhment_ konspekt_lekcii/ p3.php. – Дата доступа: 13.12.2016.
4. Вучкович, А. Оценка результатов деятельности / А. Вучкович. – С.-Петербург: МЦФЭР, 2010. – 111 с.
5. Гончаров, В.Н. Менеджмент / В.Н. Гончаров. – Минск: Интерпрессервис, 2010. – 640 с.
6. Для продвижения шоу-бизнеса в Беларуси не хватает богатых людей [Электронный ресурс]. – Минск, 2012. - Режим доступа: ww.ej.by/news/lifestyle/2012/09/21/dlya_prodvizheniya_shou-biznesa_v_ belarusi _ne_hvataet_bogatyh_lyudey.html. – Дата доступа: 12.12.2016.
7. Зуб, А.Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика: учеб. пособие / А.Т. Зуб. – Москва: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
8. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие / Н.И. Ивашкова. – М.: Инфра-М, 2010. – 176 с.
9. Кадырова, С.В. Self-management в сфере культуры и искусства / С.В. Кадырова, Г.А. Немцева, Г.Л. Тульчинский. – Москва: Лань, 2014. – 416 с.
10. Киржнер, Л.А. Менеджмент организации / Л.А. Киржнер. – Москва: КЭТ, 2009. – 688 с.
11. Культура и искусство [Электронный ресурс]. – Минск, 2012. – Режим доступа: Режим доступа: http://n-europe.eu/node/100412. – Дата доступа: 13.12.2016.
12. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум. / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов, Э.В. Новаторов. – Москва: Лань, 2012. – 160 с.
13. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П. Михалева. – Москва: Юрайт, 2009. – 192 с.
14. Морган, Н. Реклама в туризме и отдыхе / Н. Морган, А. Пригард. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – 496 с.
15. Осик Ю.И. Особенности менеджмента в сфере шоу-бизнеса / Ю.И. Осик // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - №10. – с.437 – 442.
16. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебное пособие / Под ред. М.П.Переверзева. – М.: ИНФРА-М,2007. – 192 с.
17. Пересветов, Ю.В. Менеджмент. Курс лекций. / Ю.В. Пересветов, М.В. Карпычева. - Москва: МИИТ, 2010. - 176 с.
18. Стерлигова, А.Н. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 187 с.
19. Структура организации. Внутренняя и внешняя среда организации. [Электронный ресурс]. – М, 2014. - Режим доступа: http://manager.mpfmargtu.edusite.ru/p7aa1.html. – Дата доступа: 12.12.2016.
20. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – Москва: Лань, 2011. – 576 с.
21. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – Москва: Лань, 2009. – 544 с.
22. Тульчинский, Г.Л. PR в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – Москва: Лань, 2009. – 496 с.
23. Цветков, А. Н. Менеджмент. / А.Н. Цветков. — С.-Петербург: Питер, 2009. — 176 с.