ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Н. А. СТОРОЖЕВА КАК ЧЕЛОВЕК И МЕТОДИСТ
1.1 Жизненный путь Н. А Сторожевой
1.2 Работа Н. А. Сторожевой над букварём
1.3 Отличие букваря Н. А. Сторожевой от букварей других авторов
Выводы во главе 1
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО БУКВАРЮ Н. А. СТОРОЖЕВОЙ
2.1 Обучение чтению
2.2 Обучение письму
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что период обучения грамоте – важная составная часть всей системы изучения русского языка в общеобразовательной школе. От того насколько содержательно, эффективно и интересно пройдет для малышей обучение на данном этапе, зависит успешность всего последующего освоения русского языка.
К концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести базовые фонетические знания и умения, которые необходимы для овладения элементарным чтением и письмом, но и сделать первые шаги в лингвистическом развитии, приобрести первоначальное представление о языке и речи.
Реформа школьного образования в Республике Беларусь предъявляет новые и более высокие требования к подготовке детей к системному обучению в начальной школе, а затем и в средней школе. По меткому выражению В.А. Сухомлинского, «важнейшим инструментом учения» – чтением и письмом. Эту же идею реализует известный русский психолингвист А.А. Леонтьев, утверждающий, что обучение чтению и письму «...это, в первую очередь, своего рода настоящая пропедевтика всех остальных субъектов». Другими словами, чтение и письмо являются важной речевой деятельностью, которая сначала служит только предметом изучения, а затем становится средством обучения и развития детей.
Имя Надежды Алексеевны Сторожевой хорошо знакомо белорусским учителям начальной школы. Надежда Алексеевна – заслуженный работник образования Республики Беларусь, лауреат литературных и педагогических премий, автор учебно–методического комплекса по обучению грамоте, выдающийся педагог–практик, первая женщина – автор «Букваря». Она автор самого популярного в стране букваря и учебно-методического комплекса по обучению грамоте, заслуженный работник народного образования БССР, Учитель с большой буквы.
На современном этапе развития общества и образования основной целью обучения грамоте как образовательного предмета является развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего и духовного мира, формирование у учащихся любви и уважения к родному языку, восприимчивости к языковым нормам и выразительной речи, формирование у детей элементарной ориентации в речевой реальности, развитие у детей мыслительной деятельности.
ГЛАВА 1 Н.А. СТОРОЖЕВА КАК ЧЕЛОВЕК И МЕТОДИСТ
1.1 Жизненный путь Н. А Сторожевой
Имя Надежды Алексеевны Сторожевой хорошо знакомо белорусским учителям начальной школы. Она автор самого популярного в стране букваря и учебно–методического комплекса по обучению грамоте, заслуженный работник народного образования БССР, Учитель с большой буквы.
Педагоги используют в работе методические пособия Надежды Алексеевны «Обучение грамоте. Уроки письма», «Обучение грамоте. Уроки чтения», «Мова мая і твая», «Адна сям’я – ад А да Я». А дети, научившись читать по букварю Н.А. Сторожевой, совершенствуют навыки чтения с её книгой «Страна Буквария» [11].
Говорят, чтобы человек состоялся как личность, надо, чтобы в жизни ему встретился хотя бы один настоящий учитель. Надежда Алексеевна добрым словом вспоминает всех своих учителей, но особенно – преподавателя русского языка Михаила Ивановича Власенкова. Может, именно Михаил Иванович поспособствовал росту педагогического таланта Надежды Сторожевой – научил её относиться к людям с добром, воспринимать литературу сердцем, читать стихи с душой, чувствуя музыку слова.
Прошло время – и сама Надежда Алексеевна стала учителем. С отличием закончив Гродненский пединститут, она прошла все ступеньки системы образования: детский сад, начальную и среднюю школы. Активно участвовала в проведении эксперимента по переходу на обучение с шести лет. Потом плодотворно сотрудничала с известным российским учёным, букваристом В.Г. Горецким.
Педагогический девиз Надежды Алексеевны – воспитывать через обучение – привёл её на вершины профессионального мастерства.
Надежда Сторожева не только выдающийся педагог и методист, но и писатель. В издательстве «Народная асвета» вышли литературно–художественные издания для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Першае падарожжа» и «Сіні матылёк» Н.А. Сторожевой.
7 апреля 2020 Надежда Алексеевна Сторожева ушла из жизни.
История издательства «Пачатковая школа» неразрывно связана с именем Надежды Алексеевны. Результатом многолетней совместной работы стали пособия для педагогов и развивающие книги для детей. Это и букварь, и его неизменный спутник – «Страна Буквария», выдержавший шесть переизданий, и книги серии «Веселые уроки», и оригинальные развивающие издания «Слова бывают разные» и «Словы розныя бываюць». Предложенные в них упражнения, игровые задания, оригинальные стихи позволяют детям учиться с удовольствием.
Выводы во главе 1
Теортеритечский анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Сторожева Н.А. – заслуженный работник образования Республики Беларусь, лауреат литературных и педагогических премий, автор учебно-методического комплекса по обучению грамоте, выдающийся педагог-практик, первая женщина – автор «Букваря». С отличием закончила Гродненский пединститут. Н.А. Сторожева не только выдающийся педагог и методист, но и писатель. Н.А. Сторожева ушла из жизни 7 апреля 2020.
2. Работа над новыми букварями велась в 2003-2004 двумя авторами – Н.А. Сторожевой и Г.Д. Борозновой. Новый букварь был построен на основе слого-звукового метода обучения грамоте, разработанного белорусским ученым А.Ф. Шанько. Обучение грамоте по новому букварю носит общеразвивающий характер, способствует речевому развитию ребенка, его активной мыслительной деятельности. Кроме того, что учащиеся овладевают прочными навыками чтения и письма, у них развивается стойкий интерес к языку, формируется осознание некоторых его закономерностей.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО БУКВАРЮ Н. А. СТОРОЖЕВОЙ
2.1 Обучение чтению
Обучение грамоте – это одна из основных задач стоящих перед начальной школой. В нынешней методике по обучению грамоте общепризнанным считается положение о том, что практическое знакомство с звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для освоения процессом чтением, а затем и письмом, которое построено согласно звуко–буквенному принципу.
Подготовке детей к овладению грамотой посвящен множество фундаментальных и многосторонних исследований. Проанализировав данные вопросы с позиций разных научных дисциплин, исследователи делают акцент на требованиях, которые необходимы для освоения письменной и устной речи, являющиеся «предпосылками усвоения письма и чтения» (Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Е.А. Логинова, Е.Н. Отечественная).
В современной методике принят звуковой аналитико–синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
Содержание каждого урока не ограничивается решением конкретных учебных задач по формированию навыка чтения и письма, но направлено и на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, осуществление в процессе обучения общественно–политического, идейно–нравственного и трудового воспитания учащихся. Все это обеспечивается идейно–тематической целостностью всего учебника и прописи, последовательным проведением через них нескольких сквозных тем.
Психофизиологическая основа чтения – взаимовлияющая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большую значимость для результативного освоения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, внимание, память, образное восприятие и др. Владение письмом и чтением как видом речевой работы требует выполнения ещё более огромного числа действий.
Проблемой формирования навыка чтения занимались такие исследователи, как И. Кант, Н. Бердяев, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский, И.Д. Бунаков, В.А. Сухомлинский.
Выводы по главе 2
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. При обучении чтению в качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами. Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теортеритечский анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Сторожева Н.А. – заслуженный работник образования Республики Беларусь, лауреат литературных и педагогических премий, автор учебно-методического комплекса по обучению грамоте, выдающийся педагог-практик, первая женщина – автор «Букваря». С отличием закончила Гродненский пединститут. Н.А. Сторожева не только выдающийся педагог и методист, но и писатель. Н.А. Сторожева ушла из жизни 7 апреля 2020.
2. Работа над новыми букварями велась в 2003-2004 двумя авторами – Н.А. Сторожевой и Г.Д. Борозновой. Новый букварь был построен на основе слого-звукового метода обучения грамоте, разработанного белорусским ученым А.Ф. Шанько. Обучение грамоте по новому букварю носит общеразвивающий характер, способствует речевому развитию ребенка, его активной мыслительной деятельности. Кроме того, что учащиеся овладевают прочными навыками чтения и письма, у них развивается стойкий интерес к языку, формируется осознание некоторых его закономерностей.
3. Рассматривая отличия букваря Н.А. Сторожевой от букварей других авторов (Г.Д. Борозновой, В.В. Репкина, А.К. Клышко) мы пришли к выводу, что буквари представляют собой совершенно разные по замыслу учебники по обучению грамоте для детей шестилетнего возраста. Так, букварь А.К. Клышко построен как развернутая слоговая таблица, в которой представлены слоги на один гласный, а Н.А. Сторожева предлагает знакомить детей сначала с гласными звуками, их буквенными обозначениями и правилами употребления гласных букв после твердых и мягких согласных звуков; обучать находить в словах гласные буквы; усваивать твердые и мягкие согласные звуки в сочетании со всеми гласными.
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: [Сборник статей] / Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР; под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – Москва: Педагогика, 1977. – 248 с
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / [М.С. Васильева, О.Н. Сороцкая, М.И. Оморокова и др.]; под ред. М.С. Васильевой [и др.]; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – Москва: Педагогика, 1977. – 215 с.
3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва: Академия, 2001. – 364 с.
4. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме / И. А. Быкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 94 с.
5. Вижанкова, Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи / Т.И. Вижанкова // Начальная школа. – 1990. – № 4.
6. Гайдук, Е.К. Работа над трудными словами / Е.К. Гайдук // Начальная школа. – 1985. – №4. – С. 32–36.
7. Жиренко, О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте / О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с.
8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: кн. для учителя / В. Н. Зайцев. - М.: Просвещение, 1991. – 32 с.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 418
10. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНКА-пресс, 1994. – 191 с.
11. Коробейникова, В.Н. О некоторых приемах обучения чтению / В.Н. Коробейникова // Начальная школа. – 2007.–№ 11.– С. 31 – 36
12. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. – 256 с.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
14. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сентябрь, 2011. – 180 с.
15. Содружество ученого и учителя: кн. для учителя / Составители М. В. Зверева, Н. К. Индик. – М.: Просвещение, 1991. – 270 с.
16. Сторожева Н.А. Букварь / Н. А. Сторожева, Т. М. Шанько. - Минск: Нар. Асвета, 1992. – 64 с.
17. Уроки чтения в 1 классе: Пособие для учителя трехлет. нач. шк. / [Сост. и отв. ред. В. Г. Горецкий]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.
18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. – М.: Педагогика, 1974. – 438 с.
19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 120 с.