ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности выбора профессий в юношеском возрасте
1.2 Факторы влияющие на выбор профессии в юношеском возрасте
1.3 Роль мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Рекомендации классному руководителю по организации и проведению профориентационной работы со старшеклассниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия развития личности обострили проблему профессионального самоопределения и такую важную составляющую как выбор будущей профессии. Сознательный выбор профессии старшеклассником влияет на будущую жизнь, определяет успех самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.
Юношеский возраст является центральным периодом проблемы, поскольку именно в этом возрасте возникает избирательность по отношению к различным профессиям и мотивация к выбору профессии. На выбор будущих профессий влияют различные факторы и важную роль среди них играют часто личные качества.
В нашем государстве хорошо развита система информационной поддержки абитуриентов, поэтому каждый может поступить в понравившийся ему вуз и получить необходимую информацию о конкретной профессии. Однако, основываясь на данных различных исследований, учащиеся средней школы выбирают будущий путь без определенной мотивации и личной ценности, не обращая внимания на определенные профессиональные советы.
Около трети кандидатов не могут определиться с выбором профессии до последнего, а остальные глубоко убеждены в своем мнении, которое часто основано на мнении старших родственников и друзей.
В это важное время большая ответственность за будущее лежит на взрослых в непосредственном окружении ребенка и, прежде всего, на самих учениках, которые стремятся как можно раньше определить свой карьерный путь. Миссия старшего поколения заключается в том, чтобы помочь учащимся средней школы определить свой карьерный путь.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности выбора профессий в юношеском возрасте
Юношеский возраст – это период жизни между отрочеством и взрослостью. В возрастной периодизации схемы онтогенеза, принятой специалистами в области морфологии, физиологии и биохимии возраста, данный возраст определялся от 15 до 17 лет. [4].
И.С. Кон изучал юношеский возраст с точки зрения ситуации социального развития, которая характеризуется, в первую очередь, тем, что старшеклассник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь [6, c. 24].
По мнению И.Ю. Кулагиной юношеский возраст характеризуется как психологический возраст перехода к независимости, период самоопределения, приобретения психической, идеологической и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, нравственного сознания и самосознания [7].
В.С. Мухина изучала особенности развития самосознания в юношеском возрасте [8, c. 36]. И.В. Шаповаленко изучал возрастной период, заданный с точки зрения изменения внутренней позиции, с изменением отношения к будущему.
Юность – период завершения физического созревания человека, быстрого роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала взрослой жизни (14 – 18 лет). Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, что подразумевает формирование психологических структур высокого уровня и, прежде всего, самосознания и самоощущения является новообразованием юношеского возраста.
Формирование устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – это новая центральная психологическая формация молодежи. Основное направление изменения личности, которое сейчас можно обозначить как стремление к будущему, определение нового жизненного пути, выбор профессии. Обращение к будущему, выстраивание жизненных планов и перспектив – «аффективный центр» жизни юношей и девушек.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы эмпирического исследования
В рамках нашей работы было проведено эмпирическое исследование факторов выбора профессии в юношеском возрасте.
Выборка исследования – всего в исследовании приняли участие 80 учащихся 11 классов. Выборку исследования составили 40 юношей и 40 девушек. Возраст испытуемых – 16–17 лет.
Цель исследования: выявить особенности факторов выбора профессии в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения факторов привлекательности профессии (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В.А. Ядовым. В данной работе использовался модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который применяется во многих социально–педагогических и психолого–педагогических исследованиях.
Методика позволяет выявить 11 факторов привлекательности профессии.
2. Методика «Мотивы выбора профессии», автор Р.О. Овчарова. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Назначение: данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии.
Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юношеский возраст – это период жизни между отрочеством и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определялся от 15 до 17 лет.
При изучении факторов профессионального самоопределения молодежи мы опирались на системный подход к изучению личности, определенный Б. Г. Ананьевым, на концептуальные представления о закономерностях и особенностях становления и развития специалиста (Е. Ф. Зир, Е. А. Климов и др.). Теоретический анализ позволяет предположить, что особенности когнитивной, эмоционально–волевой, коммуникативной и мотивационной составляющих могут определять успех профессионального самоопределения и выступать в качестве факторов профессионального самоопределения.
Выбор профессии является компонентом профессионального самоопределения старшеклассника. В старшей школе существуют очень устойчивые мотивы, связанные с восприятием и намерениями школьников относительно их будущей жизненной деятельности. Выбор профессии старшеклассниками определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть как позитивными, так и негативными, а также индивидуальной и социальной значимостью. Основными мотивами выбора профессии являются: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, мотивы, связанные с содержанием работы, материальные, престижные, утилитарные мотивы.
1. Арон, И.С. Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников / И.С. Арон // Электронный научно–образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2009. – №3 (4). – Режим доступа: www.grani.vspu.ru
2. Белинский, В.Г. Школьная профориентация / В.Г. Белинский // Школьный психолог. – 2003. – №3. – С.24–26.
3. Белканов, А. А. Какая профессия вам подойдет? / А. А. Белканов // Открытая школа. – 2008. – № 2. – С.30–32.
4. Бычковский, Д.А. Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе / Д.А. Бычковский // Технологическое образование. – 2011. – № 3. – С.46–52.
5. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
6. Голохова, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Голохова. – Киев, 2008. – 247 с.
7. Елфутина, Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков / Л.А. Елфутина // Автореф. дисс.канд. психол.наук. – М.: МГУ, 2007. – 25 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. / Э.Ф.Зеер. – М., Воронеж, 2003. – 479 с.
9. Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 3–10.
10. Казакевич, Н.Н. Профессиональное самоопределение школьников // Репетитор. – 2001. – №8. – С.11–16.
11. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. – М.: Институт практической психологии; 2006. – 400с.
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
13. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин–тов / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.
14. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С. 51–59.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 456 с.
17. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
18. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. – Минск: Соврем. Слово, 2010. – 544 с.
19. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: Программа профессионального самоопределения / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2007. – 180 с.
20. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения подростков. – М.: Генезис, 2000. — 128 с.
21. Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. – 2006. Выпуск 1–2 / 25–26 «Образовательная деятельность». – С. 234–251.
22. Сметанин, Е. А. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. А. Сметанин // Социологические исследования. – 2011. – № 9. – С. 12–19.
23. Старостенкова, Т.А. Психолого–педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании. – 2006. – № 2. – С. 108–118.
24. Трифонюк, А.Ф. Особенности психологической подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / А.Ф.Трифонюк; Нац. инс. обр. и науки РБ. – Мн., 1996. – 20 с.