Введение
В современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания.
Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями.
Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Объект исследования – старшеклассники
Предмет исследования – влияние семейных отношений на учебную мотивацию старшеклассников
Цель исследования – изучить влияние семейных отношений на формирование мотивов учения у старшеклассников (на примере ГУО «СШ №4 г.Витебска»).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и типы семейных отношений.
1 Теоретические аспекты влияния семейных отношений на формирование мотивов учения у старшеклассников
1.1 Особенности мотивации к учению старшеклассников
Различные ученые трактуют понятие «мотивация» по-разному: как «совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение» (К. Адсен), как «совокупность мотивов» (К.К. Платонов), как «побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» (цит. по: [1, с. 127]).Кроме того, в психологии мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) (цит. по: [1, с. 127]).
Понятие мотивации чаще всего связывают с такими словами, как «стимул» и «мотив». Изначально стимулом именовали способ и орудие принуждения, и только позже этим словом стали обозначать любую побудительную причину, нередко способ поощрения.
С понятием мотивации тесно связано понятие «мотив».
Как указывает А. Маркова, в современной теории и практике наиболее употребительными являются четыре основных определения мотива:
- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
- совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
- предмет (материальный или идеальный), побуждающий к деятельности и определяющий выбор ее направленности; осознаваемая (либо неосознаваемая) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (цит. по: [1, с. 127]).
Также выделяют такое понятие, как мотивационная система человека, представляющая собой, по мнению А.К. Марковой, «совокупность мотивов, сложившуюся под влиянием всего предшествующего опыта, развития человека (как индивида, личности и субъекта деятельности), характеризующуюся динамичностью, иерархичностью и зависимостью от актуальных ценностей» (цит. по: [1, с. 129]).
Мотив формируется на основе актуальных потребностей и особенностей ситуации.
Многие ученые занимались проблемой классификации мотивов. Так, известны классификации Т.А. Ильиной, А.К. Марковой, Е.П. Ильина, Д.Г. Левитеса и других ученых.
2 Практическое исследование влияния семейных отношений на формирование мотивов учения у школьников (на примере УО «СШ № 4 г. Витебска»)
2.1 Исследование влияния семейных отношений на учебную мотивацию
Исследование проходило на базе УО «СШ №4» г. Витебска. В исследовании участвовали 20 учеников 8 класса (14 девочек, 6 мальчиков), а также 20 их родителей (12 матерей и 8 отцов). Всем были выданы соответствующие этапам исследования анонимные пронумерованные опросники, чтобы потом по номерам отследить цепочку «ребёнок-родитель».
Исследование проходило в три этапа:
- этап 1: Исследование уровня учебной мотивации школьников с помощью методики Калининой Н.В. и Лукьяновой М.И.по изучению учебной мотивации школьников – школьникам были предложены опросники;
- этап 2: Исследование детско-родительских отношений с помощью методики изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) психологов Е. С. Шефера и Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет;
- этап 3: Обработка и анализ результатов исследования.
Целью первого этапа исследовательской работы стало изучение уровня мотивации старших подростков. В эксперименте приняло участие 20 обучающихся (14 девочек, 6 мальчиков) старшего школьного возраста. Исходя из цели нашего исследования, перед нами была поставлена следующая эмпирическая задача: выявить уровень мотивации учения старших подростков.
Была использована методика «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» Лукьяновой М.И. [27, с. 24], позволяющая определить уровень мотивации учения старших подростков в преобладании учебного мотива над такими выделенными в диагностике как социальный мотив, позиционный мотив, оценочный мотив, игровой мотив и внешний мотив.
Обучающимся было предложено внимательно прочитать каждое предложение из 18-ти и варианты ответов к нему и подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся (Приложение А).
На втором этапе исследования была проведена методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (семейной роли) авторов Е. С. Шефера и Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет. Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23
Заключение
Исходя из вышеизложенного, и по результатам проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:
- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;
- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;
- эмоциональный тренинг – формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.
В результате исследования влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию подростка, которое позволило получить результаты, со всей очевидностью показывающие, что существует взаимосвязь между уровнем, а также преобладающим видом учебной мотивации подростков и образом детско-родительского отношения. В семьях, где
1. Абатуров, И.А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей / И.А. Абатуров // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
2. Бабурова, И.В. Предъявление образца отношения (примера) как метод воспитания ценностных отношений личности / И.В. Бабурова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – С. 21–33.
3. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // Социальные исследования. – 2007. – №9. – С. 86-92.
4. Богословская, О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора процессии / О. Богословская // Высшее образование в России. – 2006. – №5. – С. 44–47.
5. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // Социальные исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
6. Дикун, Н.А. Роль семьи в профессиональном образовании молодежи / Н.А. Дикун // Вестник СГТУ. – 2011. – № 3 (57). – С.273–277.
7. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
8. Дугина, О.А. Как повысить эффективность проведения обучения / О.А. Дугина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrc.ru. – Дата доступа: 20.02.2016.
9. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
10. Живая лицейская педагогика. О мотивации учения / Под ред. Н.В. Перная. – Братск, 2004. – 209 с.
11. Загузина, Н.Н. Проблемы профессионального самоопределения учащихся на современном рынке труда / Н.Н. Загузина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70-2. – С. 62–66.
12. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 98–104.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. –М. : Логос. –2000. – 384 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. –. СПб. : Питер, 2003. – 512 c.
15. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 2010. – 195 с.
16. Ковалевская, А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А.В. Ковалеская // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75026.htm. – Дата доступа: 23.03.2016.
17. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Минск : Университетское, 2011. – 212 с.
18. Куракина, А.О. Педагогические условия формирования положительной эмоциональной оценки изучаемого предмета : автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.О. Куракина. – Ижевск, 2002. –18 с.
19. Лукьянова, М.П. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М.П. Лукьянова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Институт практической психологии,2007. – 304 с.
21. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина – М.: Дело, 2004. – 216 с.
22. Мягкова, С.Н. Проблемы формирования и совершенствования мотивов учения / С.Н. Мягкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 4(43). – С. 43–47.
23. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
24. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248с.
25. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
26. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 791–794.