Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Особенности мотивации к учению старшеклассников
1.2 Семейные взаимоотношения и мотивация к учению
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УО «СШ №4»г.ВИТЕБСКА)
2.1 Исследование влияния семейных отношений на учебную мотивацию старшеклассников
2.2 Анализ результатов исследования влияния семейных отношений на учебную мотивацию старшеклассников в УО «СШ №4» г.Витебска
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания.
Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями.
Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Ведь только
1 Теоретические аспекты влияния семейных отношений на формирование мотивов учения у старшеклассников
1.1 Особенности мотивации к учению старшеклассников
Различные ученые трактуют понятие «мотивация» по-разному: как «совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение» (К. Адсен), как «совокупность мотивов» (К.К. Платонов), как «побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» (цит. по: [1, с. 127]).Кроме того, в психологии мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) (цит. по: [1, с. 127]).
Понятие мотивации чаще всего связывают с такими словами, как «стимул» и «мотив». Изначально стимулом именовали способ и орудие принуждения, и только позже этим словом стали обозначать любую побудительную причину, нередко способ поощрения.
С понятием мотивации тесно связано понятие «мотив».
Как указывает А. Маркова, в современной теории и практике наиболее употребительными являются четыре основных определения мотива:
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
предмет (материальный или идеальный), побуждающий к деятельности и определяющий выбор ее направленности; осознаваемая (либо неосознаваемая) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [20, с. 16].
Также выделяют такое понятие, как мотивационная система человека, представляющая собой, по мнению А.К. Марковой, «совокупность мотивов, сложившуюся под влиянием всего предшествующего опыта, развития человека (как
2 Практическое исследование влияния семейных отношений на формирование мотивов учения у школьников (на примере УО «СШ № 4 г. Витебска»)
2.1 Исследование влияния семейных отношений на учебную мотивацию
Исследование проходило на базе УО «СШ №4» г. Витебска. В исследовании участвовали 20 учеников 8 класса (14 девочек, 6 мальчиков), а также 20 их родителей (12 матерей и 8 отцов). Всем были выданы соответствующие этапам исследования анонимные пронумерованные опросники, чтобы потом по номерам отследить цепочку «ребёнок-родитель».
Исследование проходило в три этапа:
- этап 1: Исследование уровня учебной мотивации школьников с помощью методики Калининой Н.В. и Лукьяновой М.И.по изучению учебной мотивации школьников – школьникам были предложены опросники;
- этап 2: Исследование детско-родительских отношений с помощью методики изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) психологов Е. С. Шефера и Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет;
- этап 3: Обработка и анализ результатов исследования.
Целью первого этапа исследовательской работы стало изучение уровня мотивации старших подростков. В эксперименте приняло участие 20 обучающихся (14 девочек, 6 мальчиков) старшего школьного возраста. Исходя из цели нашего исследования, перед нами была поставлена следующая эмпирическая задача: выявить уровень мотивации учения старших подростков.
Была использована методика «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» Лукьяновой М.И. [27, с. 24], позволяющая определить уровень мотивации учения старших подростков в преобладании учебного мотива над такими
Заключение
Исходя из вышеизложенного, и по результатам проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:
1. Абатуров, И.А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей / И.А. Абатуров // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М. : Педагогика, 1984. – 296 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
4. Вульфов, Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 616 с.
5. Гурова, Р.Г. Отношение к учению старшеклассников школ и учащихся СПТУ / Р.Г. Гурова, Ю.Б. Васильева // Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду : сб. науч. тр. / под ред. Р.Г. Гуровой. – М. : Изд. АПН СССР, 1991. – С. 25–38.
6. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1994.– № 4 – С. 45.
7. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
8. Дугина, О.А. Как повысить эффективность проведения обучения / О.А. Дугина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrc.ru. – Дата доступа: 20.02.2016.
9. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
10. Живая лицейская педагогика. О мотивации учения / Под ред. Н.В. Перная. – Братск, 2004. – 209 с.
11. Завадская, Ж.Е. Воспитание ответственности у старших школьников / Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко. – Минск : Народная асвета, 1981. – 151 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. –М. : Логос. –2000. – 384 с.
13. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой [и др.] – М. : Педагогика, 1991. –136 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. –. СПб. : Питер, 2003. – 512 c.
15. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 2010. – 195 с.
16. Колесова, Л.С. Влияние семьи и средств массовой информации на отношение к образованию учащейся молодежи Л.С. Колесова // Отношение учащейся молодежи к образованию ипроизводительному труду: сб. науч. тр. / под ред. Р.Г. Гуровой. – М.: Изд. АПН СССР,1991. – С. 63–76.
17. Куракина, А.О. Педагогические условия формирования положительной эмоциональной оценки изучаемого предмета :автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.О. Куракина. – Ижевск, 2002. –18 с.
18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М. : Наука, 1971. –321 с.
19. Лукьянова, М.П. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М.П. Лукьянова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
20. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – М. : Педагогика, 1983. – 63 с.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; перевод с англ. А.М Татлыбаевой. –СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
23. Миленький, А.Я. Формирование у подростка интереса к учению / А.Я. Миленький. – Минск : Народная асвета, 1969. – 155 с.
24. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
25. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 791–794.
26. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс, 1977. – 360 с.
27. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Ульяновск: ИНКПРО, 1998.-64с.
28. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М.Владос. – Т.2. – 2000. – 248с.