Введение
Глава 1 Феномен страхов в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Детские страхи и их причины у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности страхов у детей дошкольного возраста
1.3 Причины развития патологических форм страха
Глава 2 Этапы и методы исследования страха у дошкольников
2.1 Приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста
2.2 Психологическая коррекция страхов методом сказкотерапии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу.
Трудно найти человека, который бы в детстве чего-либо не боялся. Диапазон детских страхов весьма обширен: страх незнакомцев, страх неожиданных резких звуков, страх темноты, страх перед вымышленными существами, сказочными персонажами, боли, смерти, одиночества и т.д.
Многие из этих страхов являются нормальными и закономерными явлениями, отражающими особенности детской психики на каждой из стадий развития. Так, если говорить о дошкольном возрасте, то возникающий в 5-7 лет страх смерти связан с осознанием конечности жизни, что означает развитие способности понимать категории времени и пространства, предвосхищать события.
Однако зачастую окружающие, сами того не подозревая, способствуют усилению детских страхов своим отношением к ним. Они ругают, стыдят ребенка, смеются над его страхами. В результате тот оказывается лишенным возможности поделиться своими переживаниями, стремится скрыть страх, который усиливается, ведет за собой формирование вредных привычек, в некоторых случаях может привести к неврозу.
Известно, что появление эмоциональных различных нарушений и других психологических проблем связанно с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.
Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. Значение профилактики страха, его преодоления важно и при подготовке детей к трудным ситуациям в дальнейшей жизни (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью.
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Жизнь без эмоций невозможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является страх.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. В. Юрчук мы находим, что «Страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [32].
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.71].
Согласно З. Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [2, с.218].
В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [3, с.305].
Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [4, c.165].
Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «Проявление естественного рефлекса, пассивно - оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий». Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [34].
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [4, c.102].
Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха можно остановить свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью [32].
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Определить ребенка, который испытывает страх, обычно не составляет труда. Об этом говорит напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует лишь тогда, когда ребенок представляет их по какому–либо поводу, например о них ему напоминают окружающие. Есть так называемые «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Эти, прежде всего ситуативные страхи (у дошкольников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств
По мнению А.И. Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве [7].
При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия
Пример исследования:
Каждому ребенку предлагается два дома - красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный - «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Проанализировав различные трактовки понятия страха мы выявили, что, у маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи.
Для эффективного коррекционного воздействия на ребенка необходимо знать:
- что такое страх;
- как возникает и развивается;
- чего больше всего боятся дети и почему;
- как предупредить страхи у детей, и что предпринять, если они уже есть.
Среди детей дошкольного возраста с повышенным уровнем страха наиболее часто встречаются «магические страхи» и «социальные страхи»;
Выделяются общие типы семейного воспитания, связанные с возникновением страхов у старших дошкольников:
- низкий уровень эмоциональной близости;
- высокий уровень тревожности в детско- родительских отношениях;
-недостаточная способность родителей воспринимать и понимать причины эмоционального состояния ребенка;
- низкий уровень безусловного принятия;
- неумение оказывать эмоциональную поддержку ребенку;
-обнаружены специфичные типы семейного взаимодействия, связанные с возникновением страхов у детей дошкольного возраста:
Дети с повышенным уровнем страхов по-разному воспринимают семейную ситуацию, в отличие от своих сверстников с нормальным уровнем страхов.
Можно воздействовать на детскую психику посредством игры. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями.
1. Большой толковый психологический словарь./ Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече,2001.-560с.
2. Фрейд, З. Психология бессознательного. /З.Фрейд. - М., 1989. - 296 с.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.Даль. - В 4-х., кн. 4.-М.:»Русский язык», 1982.
4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В.Овчарова - М.:ТЦ Сфера, 1996-448с.
5. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукьянова. - М.: Знание, 1981. - 192 с.
6. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью. / Н.Г.Вологдина -М.: «Феникс», 2006.-106 с.
7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. - СПб.: Речь, 2005.-320с.
8. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. / А.И.Захаров. - Л., 1982.
9. Колпакова А.С. Пронина Е.В., Владимирский государственный университетимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича СтолетовыхISSN 1993-5552 Альманах современной науки и образования, № 4 (83) 2014 85.
10.Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И.Захаров.-М.,1986.
11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И.Захаров. -М., 1986.
12. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения. / А.Я.Варга. - Дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
13. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
14. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–87.
15. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 430 с.
16. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И.Захаров. - СПб., 2005.
17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А.М.Прихожан. -М., 2000.
18. Ибахаджиева, Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников / Л.А.Ибахаджиева. - Психологическая наука и образование. 2009. № 2.
19. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977.
20. Лебединский, В.В. Нарушения Психического развития у детей. / В.В.Лебединский -М.,1985.
21. Кулинцова,И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е.Кулинцова. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2011. – 169 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций. / К.Э.Изард. - Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2007. – 464 с.
23. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета, 2012. – № 4(24) – С. 60-62.
24. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
25. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
26. Иванова, Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / Н.Ф.Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
27 Саржанова А.С., Егенисова А.К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 155-157;
28. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161.
29. Педагогическая психология: практикум / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
30. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З.Фрейд. - М., 1992.
31. Солодянкина Е. Г. Психологическая коррекция страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95102.htm.
32. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.-Мн.:Элайда, 2000.-704с.
33. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Восточно-Европ. Ин-т Психоанализа. 1999.
34. Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности. — М.: АСТ, 2014. — 320 с
35. Экзистенциальная психология. Экзистенция : пер. с англ. – М. : Апрель- Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
36. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Волшебный источник творчества сказкотерапия: [О курсе психотерапевтической коррекции, разработанном авт.] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. - 1997. с. 61 - 76
37. Зинкевич-Евстигнееева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240с.
38. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
39. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост/ И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006. – 141с.
40. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина. Сказки доктора Балу/ А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. – 290с.
41. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации/ А. Фромм. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 288с.
42. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Златоуст», 1998. – 352с.
43. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. – 144с.
44. Шишова, Т. /Лечение сказкой // Т. Шишова. – М.: Сельская школа. – 2004. – с. 104 – 107.
45. Лешкова, Т. Коробка со страхами/ Т. Лешкова// Дошкольное воспитание, 2004. с. 30 – 33
46. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004. - 232с
47. Дж.Грэй. «Дети- с небес». Искусство позитивного воспитания: София; Москва; 2004.