ВВЕДЕНИЕ
Инклюзия это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и массового сознания. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
Обращаясь к мировому опыту, мы видим, что инклюзию в области образования поощряют такие страны как Швейцария, Италия, Норвегия, Дания, Великобритания. Принципы инклюзивного обучения заложены в нормативно-правовой базе, способствующей увеличению степени доступности всех уровней образования в отношении не только инвалидов, но и других социальных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Инклюзивный театр – уникальный театр, в котором люди с ограниченными возможностями вовлечены в создание спектакля. Инклюзия – это признание ценности различий всех детей, их способностей к какой-либо деятельности, которая ведется наиболее подходящим конкретному ребенку способом. Инклюзивный театр стремится уменьшить социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, помочь им общаться со здоровыми сверстниками на основе взаимоуважения и понимания.
Актуальность работы определяется интересом к изучению проблем и методов развития инклюзии в общем, и инклюзивного театра в частности, проявляемым в равной степени как отечественными, так и зарубежными исследователями, и широкой читательской аудиторией, а также вследствие дальнейших исследований особенностей действия инклюзии.
Объектом исследования является инклюзивный театр.
Предметом исследования является влияние инклюзивного театра на жизнь людей с ограниченными возможностями.
Указанная цель нашего исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть необходимость инклюзии в современном обществе;
- обозначить инклюзию как необходимое условие толерантности;
- рассмотреть взаимодействие инклюзии и культуры;
- выявить сущность инклюзивного театра;
- проанализировать влияние инклюзивного театра на людей с ограниченными возможностями.
1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ТЕАТРА
1.1 Необходимость инклюзии в современном обществе
Современное состояние молодежи - зеркало общества, обусловившего ее социальные проблемы. Молодежь - демографическая группа, без которой невозможна модернизация, но, зеркально отражая общество, эта группа чрезвычайно дифференцирована, что требует от политиков научного подхода к изучению ее культуры и выработке методологии взаимодействия. К этому надо добавить значительное влияние дискурса социальной эксклюзии, социального исключения на процессы идентификации молодежной когорты, как и некоторых других групп российского общества. Цель этой публикации в том, чтобы внести вклад в понимание инклюзии, т.е. включенности в молодежную политику дискурса молодежных субкультур.
Существует множество самых различных дискурсов в объяснении молодежи, молодежной политики, молодежных субкультур. Субкультуры молодежной когорты идентифицируются языком индикаторов индивидуализации и стиля жизни, особых групповых норм, своих ценностей и стереотипов, отличающихся от ценностей большинства. Они формируются под влиянием демографических, этнокультурных, территориальных, социальных и политических факторов. Эти сообщества, в которых взгляды на жизнь и поведение не являются общепринятыми, подчас скрыты от широкой публики, выделяясь на широком фоне культуры, ответвлением которой они являются [3].
Для большинства молодых людей ценности субкультуры не означают отказа от общечеловеческих ценностей, национальной культуры, однако многие из нас относятся к субкультуре с неодобрением. Это происходит из-за того, что определенные субкультуры могут формироваться как оппозиция к доминирующим ценностям, проявляться в стиле одежды и поведения, специфических символах как послании окружающим об автономной системе ценностей и норм, моделях поведения, потребления и жизненного стиля.
X. Пилкингтон различает основные стратегии молодежной активности - нормальную, мэйнстримовскую и продвинутую, субкультурную [15]. Неформалы сходят со сцены, молодежные идентичности больше не формируются как противопоставление единому «другому», официальным государственным структурам, а в противопоставлении многим «другим». Культурное пространство неформалов заселяют молодые люди с широким спектром стилевых предпочтений, объединенных «продвинутой» культурной практикой, основанной на базовых ценностях и практиках тусовки [18, с. 84-94].
Эволюция научной социологии субкультур молодого поколения в России подробно дана в работах В. Лукова [18, с. 79-87]. Специалистам знакомы труды С. Левиковой, В. Левичевой, В. Лисовского, 3. Сикевич, А.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТЕАТРА
2.1 Сущность инклюзивного театра
Прежде всего, рассмотрим, что же такое инклюзивный театр.
Инклюзивный театр – уникальный театр, в котором люди с ограниченными возможностями вовлечены в создание спектакля. Инклюзия – это признание ценности различий всех детей, их способностей к какой-либо деятельности, которая ведется наиболее подходящим конкретному ребенку способом. В процессе такой совместной деятельности меняется отношение всех участников деятельности к детям с ограниченными возможностями, позволяя увидеть их не с точки зрения проблемности, а с точки зрения особенности, неповторимости, индивидуальности. Инклюзивный театр стремится уменьшить социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, помочь им общаться со здоровыми сверстниками на основе взаимоуважения и понимания.
Первый инклюзивный театр появился в 1974 году в столице Великобритании – Лондоне. Однако, это практически единичный опыт подобного рода и проект «Инклюзивный театр – театр без границ» является уникальным, новаторским, экспериментальным.
Сейчас инклюзивные театры есть во многих странах. Например, в Москве открылась инклюзивная театральная школа «Соединение» — первая в России. Её куратором стал профессор школы-студии МХАТ актёр Дмитрий Брусникин. Об этом The Village рассказали представители Фонда поддержки слепоглухих «Соединение», при котором и открыта школа.
В «Соединении» будут делать театральные постановки с участием профессиональных актёров и людей с инвалидностью. «Мы хотели бы, чтобы наша школа стала мостиком между театрами, театральными институтами и государством в процессе адаптации театральной сферы к новому явлению — инклюзии. Задача-максимум: сделать так, чтобы подобные постановки перестали быть разовыми событиями для инвалидов, а вошли бы в репертуар театров на постоянной основе», — пояснил президент Фонда поддержки слепоглухих Дмитрий Поликанов.
С учащимися «Соединения» будут работать театральные педагоги и режиссёры, актёры, художники и хореографы, а также эксперты по инклюзивному образованию. По плану обучение продлится год. Мастер-классы будут проходить три дня в неделю. Занятия проходят в студиях, которые фонду предоставляют разные театры.
Инклюзивная театральная школа выросла из проекта театральной лаборатории, которую фонд «Соединение» вместе с театрами ГИТИС, МХАТ и Театральным институтом имени Бориса Щукина представил в декабре 2015 года. По результатам лаборатории режиссёры представили публике три спектакля с участием людей с инвалидностью и профессиональных актёров.
Первый курс театра сформирован из учащихся лаборатории фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кодовое переключение молодежной политики возможно в переходе от идеологии эксклюзии к принципу инклюзии разных по стилю жизни, социальному статусу, образованию, здоровью молодежных когорт. В работе с молодежью недостаточно знать, что представляет собой объект государственной молодежной политики, даже если это знание не поверхностное и приблизительное, а основанное на социальном анализе, раскрывающем социальное неравенство молодежной когорты. К неравенству привыкли, оно тотально - от неравенства социальных страт и индивидов до неравенства городов и регионов, школ и вузов. Кажется, что национальные проекты даже усиливают и обостряют неравенство. Чтобы понять молодежь как субъект социальных перемен, важно интегрировать микро- и макросоциологические подходы, принимая во внимание вопросы индивидуализации, инклюзии, профилактики и интеграции, безнадзорности и беспризорности, инвалидности и сиротства.
Исключительное значение в деле создания толерантного сознания имеет школьное и вузовское инклюзивное образование и воспитание, призванное формировать у молодых людей открытость к «иным» людям, другим культурам, способность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Инклюзия выступает практически как постепенное реальное продвижение к изменению институциональных систем общества (включая систему образования) в декларированном направлении, т. е. к «включающему обществу». Однако обеспечение формальной правовой возможности такого процесса для людей с ОВЗ в ряде случаев может идти вразрез с интересами их развития. Инклюзия не всегда работает на благо как самих лиц с ОВЗ, так и других людей. Поэтому остается задача определения условий, способствующих физическому, психическому и личностному развитию людей с ОВЗ, поскольку именно определение таких условий и дает им реальные альтернативы для построения своего жизненного пути, показывая варианты развития.
Проект «Наш Театрик» является одним из трёх направлений работы народного самодеятельного коллектива экспресс-театра «Экспериментальная студия «Наш театрик», учениками которой будут студенты всех специальностей.
Планируется достичь следующих результатов:
- вера детей в себя;
- расширение своих границ;
- отсутствие страха к жизни;
- возможность говорить о себе;
- доверие к людям, общение с ними;
- появление ответственности за другого человека;
1. Астоянц, М.С. Социальное сиротство: условия, динамика и механизмы эксклюзии (социокультурная интерпретация) / М.С. Астоянц. - Азов: АзовПечать, 2009. - 272 с.
2. Блюдина, У. «Молодежные культуры», массмедиа и феномен «моральных паник» [Электронный ресур]. - Режим доступа: www.regioncentre.ru/ resources/books/ drug. - Дата доступа: 5.12.2016.
3. Бодрийяр Ж. Зеркало терроризма [Электронный ресур]. - Режим доступа: www.russ.ru/ politics: Baudrillard, J. The Mirror Of Terrorism. In: Baudrillard, J. The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. London: Verso, 1993. P. 75-80. - дата доступа: 5.12.2016.
4. Гутерман, Л.А., Моргуль Е.В. Организационные аспекты тьюторской деятельности /Е.А. Гутерман . - Ростов н/Д, 2009. - 56 с.
5. Горюнова, Л. В., Гутерман Л. А. Внедрение инклюзивного образования как инновационный проект развития университета / Л.В. Горюнова // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - С. 83-86.
6. Горюнова, Л.В. Основные виды деятельности тьютора /Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д, 2009. - 60 с. 5.
7. Костерина, И.В. Конструкты и практики маскулинности в провинциальном городе: габитус «нормальных пацанов» / И.В. Костерина. - ЖССА. - 2008. - № 4. - С.122-140.
8. Копанова, Е.В. Перспективы взаимодействия специальных библиотек и вузов в обеспечении инклюзивного образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Копанова// Образование для будущего, или Будущее для образования: взгляд молодежи: материалы Всероссийской молодежной конференции. - Ростов-на- Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. - 186 с. - С. 90-93.
9. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов: к использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич. - М., 2001. - 118 с.
10. Обухова, Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи / Л.Ф. Обухова // Психологическая наука и образование. - 2008.- № 4. - С. 18-24.
11. Попова, Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики / Т.Н. Попова // Постижение культуры. Ежегодник. - Вып. 11. - М., 2001. - С. 23-26.
12. Попова, Н.Т. Культурные механизмы развития человека (культурная форма, культурный дефицит, субкультура) / Н.Т. Попова // Теоретическая культурология. Сер. «Энциклопедия культурологии». - М.-Екатеринбург, 2005. - 118 с.
13. Попова, Н.Т. На пути к театру. Субкультура. Интеграция. Театр с участием людей с интеллектуальной недостаточностью / Н.Т. Попова // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). - М., 2008. - С. 19-23.
14. Ротко, О.В. Модерирование дистанционных онлайн курсов: учебное пособие для онлайн тьютора / О.В. Ротко. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 76 с.
15. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В. Романов. - Саратов, 2006. - 76 с.
16. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон. - М., 2006. - 56 с.
17. Сторожакова, Е.В. Глубинный диалог в содержании и технологиях педагогического образования / Е.В. Сторожакова / Автореферат дис.... докт. пед. наук: 13.00.08 / ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2011.
18. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тернер.- М., 1983. - 158 с.
19. Щербакова, А.М., Шеманов А. Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А.М. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 56-58.
20. Ярская, В.Н. Образование, инвалидность, молодежь: три проблемных поля В.Н. Ярская // Инвалидность в контексте становления гражданского общества. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - С. 33-39.
21. Ярская-Смирнова, Е., Карпова Е.Г., Ворона М. «Веселые, непонимающие и бессердечные?» О феномене Питера Пэна / Е. Ярская-Смирнова // Неприкосновенный запас. - 2008. №6(62). - С. 161-177.
22. Glavenue V. P. Paradigms in the study of creativity: Introducing the perspective of cultural psychology / V.P. Glavenue // New Ideas in Psychology. Vol. 28. Issue 1. April 2010.